Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Экспорт высшего образования: инновации в практике физического воспитания

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-6-129-135

Аннотация

Для России всё более актуальной становится задача создания условий для реализации экспортного потенциала высшего образования. При формировании в российских вузах образовательного пространства, отвечающего требованиям мирового уровня, крайне важным представляется выявить все факторы социокультурной адаптации иностранных обучающихся. В статье показано, что практика физического воспитания может выступать таким фактором. На наш взгляд, использование образовательного потенциала физического воспитания для решения задач поддержки иностранных обучающихся в процессе их интеграции в российскую социальную среду – актуальное направление научно-педагогических исследований. Цель статьи – представление авторского видения организационно-педагогических способов преобразования вузовской практики физического воспитания в интернационализированном российском университете, включая обозначение новых видов профессионального педагогического действия преподавателя физической культуры. Содержание статьи построено на основе анализа и обобщения опыта ряда томских вузов (Сибирского государственного медицинского университета, Национального исследовательского Томского политехнического университета, Томского государственного педагогического университета), демонстрирующих возможности практик физического воспитания в плане их образовательно-социализирующего потенциала в отношении иностранных обучающихся. Обозначена интернациональная компонента в развитии образовательной экосистемы Томской области в логике задач регионального проекта по созданию «Большого университета». Для подготовки материалов статьи использованы методы теоретического анализа, опроса, наблюдения, анализа продуктов деятельности, а также экспертный метод.

Об авторах

М. Г. Минин
Национальный исследовательский Томский политехнический университет
Россия

Минин Михаил Григорьевич – д-р пед. наук, проф. 

Адрес: 634050, г. Томск, пр. Ленина, 30



Е. О. Французская
Томский государственный педагогический университет
Россия

Французская Евгения Олеговна – начальник информационно-аналитического управления

Адрес: 634061, г. Томск, ул. Киевская, 60 



А. С. Минич
Томский государственный педагогический университет
Россия

Минич Александр Сергеевич – д-р биол. наук, проф., проректор по учебной работе

Адрес: 634061, г. Томск, ул. Киевская, 60



К. А. Смышляев
Сибирский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Смышляев Кирилл Алексеевич – ст. преподаватель

Адрес: 634050, г. Томск, Московский тракт, 2



А. В. Смышляев
Сибирский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Смышляев Алексей Викторович – канд. биол. наук, доцент

Адрес: 634050, г. Томск, Московский тракт, 2 



Список литературы

1. Аванесов С.С. Университет и формирование урбанистической реальности // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2019. № 3. С. 268– 276. DOI: 10.23951/2312-7899-2019-3-268-276

2. Emelin V.A., Tkhostov A.S. Cognitive vs technological maps of geospace //ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2018. № 4. С. 125–141. DOI: 10.23951/2312-7899-2018-4-125-141

3. Joussellin C., Mailenova F.G. L’objectivation du corps et nouvelles technologies // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2018. № 4. С. 142–147. DOI: 10.23951/2312-7899-2018-4-142-147

4. Joussellin C., Mailenova F.G., Popova O.V. Visualisation, subjectivité et maladie // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2019. № 4. C. 156–171. DOI: 10.23951/2312-7899-2019-4-156-171

5. Червонный М.А. Контекст педагогического образования // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2019. № 4. С. 206–222. DOI: 10.23951/2312-7899-2019-4-206-222

6. Кривцова И.О. Социокультурная адаптация иностранных студентов к образовательной среде российского вуза (на примере Воронежской государственной медицинской академии имени Н.Н. Бурденко) // Фундаментальные исследования. 2011. № 8-2. С. 284–288.

7. Кудряшов Н.А. Адаптация студента-иностранца в вузе: проблемы и пути их решения. Краснодар: Издательский Дом – Юг, 2016. 78 с.

8. Кирилова Ю.С. Культурно-массовая деятельность как один из важных способов адаптации иностранных студентов в Томском политехническом университете // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 5(4). С. 670–672.

9. Смышляев К.А., Минин М.Г., Рябова Т.С. Физическое воспитание студенческой молодёжи в условиях интернационализации образовательной среды российского вуза // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2017. № 9 (186). С. 83–89. DOI: 10.23951/1609-624X-2017-9-83-89

10. Колбасова И.В. Адаптация иностранных студентов к иной социокультурной среде средствами физической культуры // Спорт и физическая культура: интеграция научных исследований и практики: материалы VII всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та. 2018. С. 9–10.

11. Стародубцев В.А., Французская Е.О. Обучение иностранных студентов и эксклюзивные компетенции НПР // Высшее образование в России. 2016. № 11 (206). С. 111–116.

12. Смышляев А.В., Смышляева Л.Г., Смышляев К.А., Белоусов А.В. Преподаватель физической культуры как субъект педагогического взаимодействия с иностранными студентами // Теория и практика физической культуры. 2017. № 3. С. 17–19.

13. Иванова Г.П., Логвинова О.К., Ширкова Н.Н. Педагогическое обеспечение социокультурной адаптации иностранных студентов: опыт реализации // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 3. С. 60–69.

14. Мелик-Гайказян И.В., Мелик-Гайказян М.В. Минерва и Янус: символы поклонения визуальным эффектам современного образования // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2019. № 4. С. 172–193. DOI: 10.23951/2312-7899-2019-4-172-193

15. Мелик-Гайказян И.В., Первушина Н.А., Смышляева Л.Г. Исследовательская программа педагогической биоэтики в условиях неопределённости социальных сценариев // Вестн. Том. гос. ун-та. 2019. № 448. C. 83–90. DOI: 10.17223/15617793/448/10

16. Первушина Н.А. Педагогическая биоэтика: семиотический аспект // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2018. № 4. С. 186– 201. DOI: 10.23951/2312-7899-2018-4-186-201

17. Казанцева А.А. Тьюторское сопровождение процесса адаптации иностранных студентов в вузе // Высшее образование в России. 2012. № 10. С. 157–161.

18. Береговая О.А., Лопатина С.С., Отургашева Н.В. Тьюторское сопровождение как инструмент социокультурной адаптации иностранных студентов в российском вузе // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 1. С. 156–165. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-1-156-165


Рецензия

Просмотров: 500


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)