Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Автономия современных российских университетов (взгляд со стороны ректорского корпуса)

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-11-21-32

Аннотация

Проблема вузовской автономии насчитывает столетия. Вместе с тем она, не потеряв своей актуальности и сегодня, далека от окончательного разрешения. Данная проблема по-разному решалась в различные исторические периоды и в разных странах. Однозначность в подходах к её разработке отсутствует и сегодня. Особо значимой она является для современной России, перед которой стоит задача добиться конкурентоспособности отечественной высшей школы в мировом образовательном пространстве и обеспечить такое её качественное функционирование, которое стало бы прочным фундаментом дальнейшего прогресса и процветания страны. Авторы выделяют в исследовании этой проблемы новый аспект, а именно оценку состояния автономии российских университетов со стороны ректорского корпуса региональных вузов. При этом подчёркивается, что субъективно-психологическая грань вопроса не менее важна, чем его правовые или экономические аспекты, поскольку мнение ректоров, как правило, отражает консолидированную позицию многотысячных коллективов работников высшей школы, социальное самочувствие которых – это существенный фактор эффективности работы вузов. На материале данных анкетирования выявлены некоторые специфические позиции, с одной стороны, тех руководителей вузов, которые указывают на сужение университетской автономии в настоящее время, а с другой – тех, кто оценивает её актуальное состояние как удовлетворительное и стабильное.

Об авторах

Д. А. Ендовицкий
Воронежский государственный университет
Россия

Ендовицкий Дмитрий Александрович – д-р экон. наук, проф., ректор, вице-президент
Российского союза ректоров

394006, г. Воронеж, Университетская пл., 1



Ю. А. Бубнов
Воронежский государственный университет
Россия

Бубнов Юрий Александрович – д-р филос. наук, проф., проректор по контрольно-аналитической и административной работе, декан факультета философии и психологии

394006, г. Воронеж, Университетская пл., 1 



К. М. Гайдар
Воронежский государственный университет
Россия

Гайдар Карина Марленовна – д-р психол. наук, доцент, зав. кафедрой общей и социальной психологии 

394006, г. Воронеж, Университетская пл., 1 



Список литературы

1. Петров Ф.А. Формирование системы университетского образования в России. В 4 т. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002-2003. Т. 1. 416 с.; Т. 2. 816 с.; Т. 3. 479 с.; Т. 4. 464 с.

2. Аврус А.И. История российских университетов: Очерки. М.: Моск. обществ. науч. фонд, 2001. 86 с.

3. Очерки истории российского образования: К 220-летию Министерства образования Российской Федерации: В 3 т. М.: Изд-во Московского гос. ун-та печати, 2002. Т. 1. 352 с.; Т. 2. 315 с.; Т. 3. 228 с.

4. Никольский В. Университетская автономия и академическая свобода (критический взгляд на взаимосвязь традиционных ценностей) // Высшее образование в России. 2008. № 6. С. 147–155.

5. Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя. М.: АСТ, 2004. 571 с.

6. Кирилловых А.А. Автономия вуза: баланс частных и публичных интересов // Право и образование. 2010. № 2. С. 54–64.

7. Гаврилюк О.А., Булатова К.А., Лебедева Т.П., Фомина Е.Г., Прокопенко В.С. Университетская автономия и академическая свобода преподавателей вузов в современной России // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2014. № 4 (30). С. 182–186.

8. Гущин В.В., Гуреев В.А. К вопросу о современном состоянии автономии вузов России // Право и образование. 2009. № 12. С. 4–12.

9. Абрамов Р.Н. Академическая автономия: история, дефиниции, угрозы // Вестник Омского университета. Серия «Социология». 2009. № 1/2. С. 49–57.

10. A History of the University in Europe: in 4 vols / Gen. ed. Walter Rüegg. New York; Cambridge: Cambridge university press, 2004. Vol. 3: Universities in the Nineteenth and Early Twentieth Centuries (1800–1945). P. 94–100. ISBN 978-0-521-36107-1

11. Kouamé T. Royal Interventions in University Colleges: Paris, Oxford, Cambridge (Fourteenth–Fifteenth Centuries) // History of Universities. 2010. Vol. 25. № 1. P. 1–25.

12. Enders J., de Boer H., Weyer E. Regulatory autonomy and performance: the reform of higher education re-visited // Higher Education. 2012. Vol. 65. No. 1. Р. 5–23. DOI: 10.1007/s10734-012-9578-4

13. Shore C., Taitz M. Who “owns” the university? Institutional autonomy and academic freedom in an age of knowledge capitalism // Globalisation, Societies and Education. 2012. Vol. 10. No. 2. Р. 201–219. DOI: 10.1080/14767724.2012.677707

14. Henkel M. Academic Identity and Autonomy in a Changing Policy Environment Source // Higher Education. 2005.Vol. 49. No. 1/2, Universities and the Production of Knowledge (Jan. – Mar.). P. 155–176.

15. Ивкина Т.В., Подольская И.А. Система подготовки научно-педагогических кадров российских университетов по университетским уставам 1863 и 1884 гг. // Научный Вестник Уральской Академии государственной службы. 2009. № 1(6). C. 122–125.

16. Посохов С.И. Уставы российских университетов XIX века в оценке их современников и потомков // Вопросы образования. 2006. Вып. 1. С. 370–381.

17. Другова Е.А., Калачикова О.Н. Специфика принятия управленческих решений в университетах в условиях VUCA-мира // Университетское управление: практика и анализ. 2019. № 23(1-2). С. 81–92. DOI: 10.15826/umpa.2019.01-2.006

18. Ефимов В.С., Лаптева А.В. Управление университетом: позиция ректора (концептуальные заметки) // Университетское управление: практика и анализ. 2020. Т. 24. № 2. С. 15–25. DOI: 10.15826/umpa.2020.02.011

19. Гайдар К.М. Групповой субъект в зеркале социальной перцепции // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Педагогические науки». 2010. № 4 (48). С. 108–111.

20. Журавлев А.Л. Социальная психология личности и малых групп: некоторые итоги исследования // Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 4. С. 4–15.

21. Геген Н. Психология манипуляции и подчинения. СПб.: Питер, 2005. 202 с.

22. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2015. 574 с.

23. Смирнов В.А., Фадеева Л.А., Пунина К.А., Голубев С.В. Университет и региональные (городские) сообщества: модели сосуществования и управленческие механизмы (российский и европейский опыт) // Ars administrandi (Искусство управления). 2013. № 4. С. 102– 116.

24. Фирсова А.А., Челнокова О.Ю. Модели взаимодействия университета и региона // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер. Экономика. Управление. Право. 2013. Т. 13. Вып. 4(2). С. 619–623.

25. Емельянова И.Н., Волосникова Л.М. Функции современных университетов: сравнительный анализ миссий отечественных и зарубежных вузов // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22. № 1. С. 83–91. DOI: https://doi.org/10.15826/umpa.2018.01.008

26. Клюев А.К., Томилин О.Б., Фадеева И.М., Томилин О.О. Управление университетом: итоги трансформации // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22. № 1. С. 93–104. DOI: https://doi.org/10.15826/umpa.2018.01.009


Рецензия

Просмотров: 694


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)