О магистерской программе «Управление креативным персоналом»: методологические основания
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-11-51-62
Аннотация
В целях совершенствования подготовки магистров, обучающихся по направлению «Управление персоналом», проведено социологическое исследование мнений работодателей. На основе его результатов уточнены HR-технологии и раскрыто содержание профессиональных компетенций, которыми должны обладать специалисты кадровых служб организаций и предприятий, относящиеся к категории креативного персонала. На предварительном этапе в качестве ориентиров проанализированы ФГОС ВО по направлению подготовки 38.04.03 «Управление персоналом (уровень магистратуры)», а также требования, предъявляемые профессиональным стандартом к специалисту по управлению персоналом. Для изучения мнений работодателей было проведено двухэтапное исследование, включавшее на первом этапе фокусированное интервью с руководящими работниками с целью выяснения применяемых на практике приёмов работы с креативным персоналом (N = 43). В качестве рабочей гипотезы выступало предположение, что имеется существенная специфика в процессах привлечения, развития и удержания креативного персонала. На основе интервью был подготовлен список профессиональных компетенций, владение которыми может повысить качество управления креативным персоналом. На втором этапе был проведён анкетный опрос более широкой группы работодателей с задачей определения приоритетности предложенных профессиональных компетенций (N=87). Интервью и анкетирование проводилось с представителями кадровых служб и руководящего состава предприятий и организаций (в том числе высших учебных заведений) Нижнего Новгорода, основная деятельность которых направлена на получение интеллектуального продукта. Авторами при поддержке Стипендиальной программы Владимира Потанина разработана программа магистратуры «Управление креативным персоналом». На основе результатов исследования в рабочие программы дисциплин и в список профессиональных компетенций разработанной магистерской программы были внесены соответствующие корректировки.
Об авторах
А. О. ГрудзинскийРоссия
Грудзинский Александр Олегович – д-р социол. наук, проф., директор института экономики и предпринимательства
603950, г. Нижний Новгород, просп. Гагарина, 23
И. В. Гуськова
Россия
Гуськова Ирина Владимировна – д-р экон. наук, проф., кафедра университетского менеджмента и инноваций в образовании
603950, г. Нижний Новгород, просп. Гагарина, 23
Н. Е. Серебровская
Россия
Серебровская Наталья Евгеньевна – д-р психол. наук, проф., кафедра университетского менеджмента и инноваций в образовании
603950, г. Нижний Новгород, просп. Гагарина, 23
В. В. Марико
Россия
Марико Валерия Валерьевна – канд. пед. наук, доцент, кафедра университетского менеджмента и инноваций в образовании
603950, г. Нижний Новгород, просп. Гагарина, 23
Список литературы
1. Караваева Е.В. Квалификации высшего образования и профессиональные квалификации: «сопряжение с напряжением» // Высшее образование в России. 2017. № 12 (218). С. 5–12.
2. Бахтизин Р.Н., Баулин О.А., Мазитов Р.М., Шайхутдинова Н.А. Трансформация системы подготовки специалистов в условиях перехода на ФГОС 3++ // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 5. С. 104–110. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-5-104-110
3. Алтухов А.И., Сквазников М.А., Шехонин А.А. Особенности разработки ФГОС уровневого и непрерывного высшего образования // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 3. С. 74–84. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-3-74-84
4. Флорида Р. Креативный класс. Люди, которые создают будущее. Изд-во: ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2016. 384 c.
5. Скосарев С.А. Управление креативностью в современной организации // Инновационные технологии управления человеческими ресурсами / Под общ. ред. А. Корсаковой, Е. Яхонтовой М.: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 2012. С. 72–86.
6. Грудзинский А.О., Бедный А.Б. Концепция конкурентоспособного университета: модель тетраэдра // Высшее образование в России. 2012. №12. С. 29–36.
7. Дежина И.Г., Ключарёв Г.А. Российское образование для инновационной экономики: «болевые точки» // Социологические исследования. 2018. №9. С. 40–48. DOI: 10.31857/S013216250001957-5
8. Ключарёв Г.А. О подготовке инженерных кадров для наукоёмких производств (взгляд работодателей) // Социологические исследования. 2020. №3. С. 51–59. DOI: 10.31857/S013216250008820-5
9. Сенашенко В.С., Стручкова Е.П. Образовательная модель – важный фактор влияния на сопряжение системы высшего образования и сферы труда // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. №4. С. 9–20. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-4-9-20
10. Ольховая Т.А., Зинюхина Н.А., Никулина Ю.Н. Сотрудничество университета и бизнессообщества: опыт и приоритеты развития // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 7. С. 139–149. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-7-139-149
11. Кудряшова Е.В., Сорокин С.Э., Бугаенко О.Д. Взаимодействие университетов со сферой производства как элемент реализации «третьей миссии» // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 5. С. 9–21. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-5-9-21
12. Карпов А.А. Возможен ли университет 3.0 в России? // Социологические исследования. 2018. №9. C. 59–70. DOI: 10.31857/S013216250001959-7
13. Овчинникова Н.Э. Взаимодействие университета с индустрией 2.0 // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22. №3. С. 61–72. DOI 10.15826/umpa.2018.03.027
14. Клюев А.К. Университеты и бизнес: перспективы развития диффузных структур и процессов // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22. №6. С. 72–80. DOI 10.15826/umpa.2018.06.059
15. Ларсон Ж.-П. Сотрудничество между университетами и предприятиями, глобализация образования в области управления: европейская перспектива // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22. №2. С. 17–24. DOI 10.15826/umpa.2018.02.012
16. Ghoshal S., Bartlett C.A. The Individualized Corporation: A Fundamentally New Approach to Management. A Harper Business Book, 1999. 368 p.