К вопросу о цифровой компетенции преподавателя
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-11-88-97
Аннотация
В учебных заведениях по всему миру предпринимаются меры для повышения квалификации преподавателей в сфере новейших образовательных технологий. Однако, несмотря на предпринимаемые усилия, уровень цифровой компетенции педагогов по-прежнему остаётся невысоким. Одной из причин этой ситуации, на наш взгляд, является отсутствие чёткого определения понятия “цифровая компетенция” и, как следствие, понятия “педагогическая цифровая компетенция”. С этой проблемой тесно связана задача создания модели цифровых навыков преподавателя. Есть потребность в универсальных моделях, которые бы включали как можно более обширный список цифровых навыков педагога. К числу таких моделей, охватывающих различные аспекты педагогической практики, можно отнести рассматриваемые в данной статье модели DigiCompEdu, ICT CFT, TETCs. Однако также ощущается недостаток моделей, которые бы структурировали работу с цифровыми технологиями на микроуровне, т.е. на уровне использования того или иного инструмента для осуществления образовательного процесса. Требуется такая модель, которая бы, с одной стороны, описывала ограниченный набор первостепенных навыков, необходимых преподавателю (в особенности на начальном уровне цифровой грамотности), а с другой – была бы применима к процессу освоения любого цифрового инструмента. В статье предложен вариант такой модели.
Об авторах
Д. А. МезенцеваРоссия
Мезенцева Дарья Александровна –канд. пед. наук, ведущий инженер отдела образовательных технологий
197101, г. Санкт-Петербург, просп. Кронверкский, 49
Е. С. Джавлах
Россия
Джавлах Екатерина Сергеевна – начальник отдела образовательных технологий
197101, г. Санкт-Петербург, просп. Кронверкский, 49
О. В. Елисеева
Россия
Елисеева Ольга Владимировна – канд. пед. наук, доцент, начальник управления качества образовательного процесса
197101, г. Санкт-Петербург, просп. Кронверкский, 49
А. Ш. Багаутдинова
Россия
Багаутдинова Алия Шамилевна – канд. пед. наук, доцент, начальник департамента
образовательной деятельности
197101, г. Санкт-Петербург, просп. Кронверкский, 49
Список литературы
1. Schröder, T. (2019). A Regional Approach for the Development of TVET Systems in the Light of the 4th Industrial Revolution: The regional association of vocational and technical education in Asia. International Journal of Training Research. Vol. 17, no. 1, pp. 83-95. DOI: https://doi.org/10.1080/14480220.2019.1629728
2. Smakotina, N.L. (2017). The Transformation of Education Under Globalization: Opportunities and Risks. Tsennosti i smysly = Values and Meanings. No. 6 (52), pp. 21-28. (In Russ., abstract in Eng.)
3. Tsekeris, C. (2019). Surviving and Thriving in the Fourth Industrial Revolution: Digital Skills for Education and Society. Homo Virtualis. Vol. 2, no. 1, p. 34. DOI: https://doi.org/10.12681/homvir.20192
4. Teaching Staff Training, Higher School Pedagogy, and Engineering Pedagogy: Round Table Discussion (2016). Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 6, pp. 62-86. (In Russ., abstract in Eng.)
5. Batty, R., Wong, A., Florescu, A., Sharples, M. (2019). EdTech Testbeds: Models for Improving Evidence. Available at: https://www.nesta.org.uk/report/edtech-testbeds/
6. Inamorato, A., Gausas, S., Mackeviciute, K., Jotautyte, A., Maitinaitis, Z. (2019). Innovating Professional Development in Higher Education: Case Studies. Available at: https://ec.europa.eu/jrc/en/publication/eurscientific-and-technical-research-reports/innovating-professional-development-higher-education-analysis-practices
7. Incik, E.Y., Akay, C. (2017). A Comprehensive Analysis on Technopedagogical Education Competency and Technology Perception of Pre-service Teachers: Relation, Levels and Views. Contemporary Educational Technology. Vol. 8, no. 3, pp. 232-248. DOI: https://doi.org/10.30935/cedtech/6198
8. Kim, G.-J. (2013). Case Studies on Integrating ICT into Teacher Education Curriculum in Asia. Bangkok: UNESCO, 94 p.
9. Tondeur, J. (2018). Enhancing Future Teachers’ Competencies for Technology Integration in Education: Turning Theory into Practice. Seminar.Net. Vol. 14, no. 2, pp. 216-224. Available at: https://journals.hioa.no/index.php/seminar/article/view/2981
10. Gruntovskiy, I.I. (2013). Professionalism of a Professor as a Basis for the Prestige of a Pedagogic Profession. Vestnik Assotsiatsii Vuzov Turizma i Servisa = Universities for Tourism and Service Association Bulletin. No. 2, pp. 10-18. (In Russ., abstract in Eng.)
11. Salmanova, D.А. (2018). Modern Tendencies of Informatization of the Educational Process of Higher Education Institution. Vestnik sotsialno-pedagogicheskogo instituta = Bulletin of the Socio- Pedagogical Institute. No. 2 (26), pp. 53-57 (In Russ., abstract in Eng.)
12. Krumsvik, R., Jones, L. (2013). Teachers’ Digital Competence in Upper Secondary School: (Work In Progress). In: ICICTE 2013 Proceedings. Crete: The International Consortium for Educational Technology, pp. 171-183.
13. McGarr, O., McDonagh, A. (2019). Digital Competence In Teacher Education. Oslo: Oslo Metropolitan University, 50 p.
14. Wallace, J.N. (2018). The Nature of University-Led Technological, Pedagogical, and Content Knowledge (TPACK) Professional Development: A Multi-Perspective Phenomenological Study. Thesis. Philadelphia, PA: Drexel University, 234 p.
15. Honan, E., Exley, B., Kervin, L., Simpson, A., Wells, M. (2013). Rethinking the Literacy Capabilities of Pre-Service Primary Teachers in Testing Times. Australian Journal of Teacher Education. Vol. 38, no. 10, pp. 48-63.
16. Ottestad, G., Kelentrić, M., Gudmundsdóttir, G.B. (2014). Professional Digital Competence in Teacher Education. Nordic Journal of Digital Literacy. Vol. 9, no. 4, pp. 243-249.
17. Kozlova, N.S. (2019). Digital Technologies in Education. Vestnik Maykopskogo Gosudrastvennogo Tekhnologicheskogo Universiteta = Herald of Maikop State Technological University. No. 1 (40), pp. 83-91. DOI: 10.24411/2078-1024-2019-11008 (In Russ., abstract in Eng.)
18. Aesaert, K., Vanderlinde, R., Tondeur, J., van Braak, J. (2013). The Content of Educational Technology Curricula: A Cross-Curricular State of the Art. Educational Technology Research and Development. Vol. 61, no. 1, pp. 131-151. DOI: https://doi.org/10.1007/s11423-012-9279-9
19. Ala-Mutka, K. (2011). Mapping Digital Competence: Towards a Conceptual Understanding. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2011. 60 p.
20. Bawden, D. (2001). Information and Digital Literacies: A Review of Concepts. Journal of Documentation. Vol. 57, no. 2, pp. 218-259.
21. Ilomaki, L., Paavola, S., Lakkala, M., Kantosalo, A. (2016). Digital Competence – An Emergent Boundary Concept for Policy and Educational Research. Education and Information Technologies. Vol. 21, no. 3, pp. 655-679. DOI: https://doi.org/10.1007/s10639-014-9346-4
22. Koltay, T. (2011). The Media and the Literacies: Media Literacy, Information Literacy, Digital Literacy. Media, Culture and Society. Vol. 33, no. 2, pp. 211-221. DOI: https://doi.org/10.1177%2F0163443710393382
23. Spante, M., Hashemi, S.S., Lundin, M., Algers, A. (2018). Digital Competence and Digital Literacy in Higher Education Research: Systematic Review of Concept Use. Cogent Education. Vol. 5, no. 1, pp. 1-21. DOI: https://doi.org/10.1080/2331186X.2018.1519143
24. Tømte, C.E. (2015). Educating Teachers for the New Millennium? Nordic Journal of Digital Literacy.Vol. 8, no. 01-02, pp. 74-88. Available at: https://www.idunn.no/dk/2015/Jubileumsnummer/educating_teachers_for_thenew_millennium_-_teacher_traini
25. Instefjord, E., Munthe, E. (2016). Preparing Pre-Service Teachers to Integrate Technology: An Analysis of the Emphasis on Digital Competence in Teacher Education Curricula. European Journal of Teacher Education. Vol. 39, no. 1, pp. 77-93. DOI: https://doi.org/10.1080/02619768.2015.1100602
26. Tsankov, N., Damyanov, I. (2017). Education Majors’ Preferences on the Functionalities of E-Learning Platforms in the Context of Blended Learning. International Journal of Emerging Technologies in Learning. Vol. 12, no. 5, pp. 202-209. Available at: https://online-journals.org/index.php/i-jet/article/view/6971/4427
27. Güneş, E., Bahçivan, E. (2017). A Mixed Research-Based Model for Pre-Service Science Teachers’ Digital Literacy: Responses to “Which Beliefs” and “How and Why They Interact” Questions. Computers & Education. Vol. 118, pp. 96-106. DOI: https://www.researchgate.net/deref/http%3A%2F%2Fdx.doi.org%2F10.1016%2Fj.compedu.2017.11.012
28. Guseva, A.Kh. (2018). [ICT Competence of a Teacher as a Result of Efficient Study of the Practical Module of the Supplemental Professional Program]. In: Sb. statey XV Mezhdunarodnogo nauchno-prakticheskogo konkursa «Luchshaya nauchnaya statia 2018» [Collection of Articles of XV International Research and Practice Contest “The Best Academic Paper 2018”]. Penza: Nauka i Prosveshcheniye Publ., pp. 158-163. (In Russ.)
29. Redecker, C., Punie Y. (Ed). (2017). European Framework for the Digital Competence of Educators: DigiCompEdu. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 95 p.
30. UNESCO ICT Competency Framework for Teachers. (2018). Paris: UNESCO, 60 p. Available at: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000265721
31. Mishra, P., Koehler, M.J. (2006). Technological Pedagogical Content Knowledge: A Framework For Teacher Knowledge. Teachers College Record. Vol. 108, no. 6, pp. 1017-1054. Available at: https://www.punyamishra.com/wp-content/uploads/2008/01/mishra-koehler-tcr2006.pdf
32. Foulger, T., Graziano, K., Schmidt-Crawford, D., Slykhuis, D. (2017). Teacher Educator Technology Competencies. Journal of Technology and Teacher Education. Vol. 25, no. 4, pp. 413-448. Available at: https://www.learntechlib.org/primary/p/181966/
33. Puentedura, R.R. (2013). SAMR: Moving from Enhancement to Transformation. Available at: http://www.hippasus.com/rrpweblog/archives/000095.html
34. Romrell, D., Kidder, L.C., Wood, E. (2014). The SAMR Model as a Framework for Evaluating mLearning. Journal of Asynchronous Learning Networks. Vol. 18, no. 2, pp. 1-6. Available at: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1036281.pdf
35. Hymes, D., Pride, J.B., Holms, J. (Eds). (1972). On Communicative Competence. Sociolinguistics. Selected Readings. Harmondsworth: Penguin, pp. 269-293.
36. Van Ek, J.A. (1986). Objectives for Foreign Language Learning. Vol. I: Scope. Luxembourg: Council of Europe, 95 p.