Признание квалификаций, полученных в результате неформального и информального обучения: зарубежный опыт и перспективы российской практики
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-11-98-111
Аннотация
В статье рассматриваются современные подходы к процедурам присвоения квалификаций по результатам неформального и информального образования. Анализируются лучшие зарубежные практики, получившие признание мирового образовательного сообщества. Рассматриваются инновационные инструменты оценки квалификаций. В этой связи интересен описанный в статье опыт Южной Кореи, использующей в качестве основного инструмента признания квалификаций Реестр академических зачётных единиц. Похожие системы используются во Франции и Дании. В Германии, Норвегии и Японии активно внедряются современные информационно-коммуникационные системы по аккумуляции информации о квалификациях взрослого населения. В Италии законодательно установлено, что квалификации, полученные формальным, неформальным и информальным путём, равноценны. Опыт Италии ценен тем, что в ходе процедуры признания квалификации принимаются во внимание результаты не только неформального, но и информального обучения. Образовательное законодательство Российской Федерации позволяет учитывать отдельные задокументированные результаты неформального и информального обучения, полученные в ходе освоения программ дополнительного образования, в том числе и по программам высшего образования. Однако с признанием некоторых результатов обучения, особенно если они не задокументированы, могут возникать трудности. В статье предлагается проектная модель признания квалификаций, полученных в ходе неформального и информального обучения, которая могла бы рассматриваться как перспективная для Российской Федерации.
Ключевые слова
Об авторах
А. И. СатдыковРоссия
Сатдыков Айрат Илдарович – зам. директора НИЦ профессионального образования и систем квалификаций
129319, Москва, ул. Черняховского, 9, стр. 1
Б. А. Сазонов
Россия
Сазонов Борис Алексеевич – канд. техн. наук, доцент, ведущий научный сотрудник
129319, Москва, ул. Черняховского, 9, стр. 1
Список литературы
1. Council Recommendation of 20 December 2012 on the validation of non-formal and informal learning (2012/C 398/01) // Official Journal of the European Union. Vol. 55. 2012. 22 December. DOI: 10.3000/1977091X.C_2012.398.eng
2. Sung J., Ashton D. Skills in business: The role of business strategy, sectoral skills development and skills policy. London: Sage Publications Ltd., 2015. DOI: http://dx.doi.org/10.4135/9781473909977
3. Belem Framework for Action: Harnessing the power and potential of adult learning and education for a viable future (UNESCO: CONFINTEA VI: December, 2009) // Adult Learning. 2011. Vol. 22. No. 4. P. 42–50. DOI:10.1177/104515951102200409
4. UNESCO Guidelines for the Recognition, Validation and Accreditation of the Outcomes of Non-formal and Informal Learning. Hamburg: UNESCO Institute for Lifelong Learning, 2012. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000216360
5. Recommendation on Adult Learning and Education. Paris, UNESCO and UIL (UNESCO Institute for Lifelong Learning), 2016. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000245119
6. Cedefop, European Commission, ICF. (2019). European inventory on validation of non-formal and informal learning 2018 update: Synthesis report. URL: http://libserver.cedefop.europa.eu/vetelib/2019/european_inventory_validation_2018_synthesis.pdf
7. Сазонов Б.А. Организация образовательного процесса: возможности индивидуализации обучения // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 6. С. 35–50. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-29-6-35-50
8. Recognition of Prior Learning (RPL): Learning Package. International Labour Office, Skills and Employability Branch / Employment Policy Department. Geneva: ILO, 2018. URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---ed_emp/---ifp_skills/documents/publication/wcms_626246.pdf
9. Yang J. Recognition, validation and accreditation of non-formal and informal learning in UNESCO member states. Hamburg: UIL, 2015. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000232656
10. Park H., Choi J., Kim J., Hwang J. The Academic Credit Bank System in the Republic of Korea: An effective medium for lifelong learning in higher education? // International Review of Education. 2019. Vol. 65. No. 6. P. 975–990. DOI: https://doi.org/10.1007/s11159-019-09814-0
11. Usher A. The Korean Academic Credit Bank: A Model for Credit Transfer in North America? Toronto: Higher Education Strategy Associates, 2014. URL: http://higheredstrategy.com/wp-content/uploads/2014/08/Intelligence-Brief-8-Korea-Aug-17.pdf
12. Makela M. Work and study // Duvekot R., Coughlan D., Aagaard K. (Eds.). The learner at the centre: Validation of Prior Learning strengthens lifelong learning for all. Series VPL-Biennale. 2017. Vol. 6. Р. 273–284. URL: https://www.sefi.be/wp-content/uploads/2017/10/2017-VPLBIENNALE-TheLearnerattheCentre.pdf
13. Palumbo M. VPL in Italy. A case from University of Genoa // Duvekot R., Joong Kang D., Murray J. (Eds.). Linkages of VPL: Validation of Prior Learning as a multi-targeted approach for maximizing learning opportunities for all. Vught: EC-VPL. VPL Biennale. 2014. Vol. 2. Р. 147–154. URL: https://rucforsk.ruc.dk/ws/files/55480284/2_linkagesofvpl.pdf
14. Duvekot R., Halba B. Validation of Prior learning (VPL) in Europe’s higher education. A focus on personalizing the VPL-model. 2015. URL: https://cl3s.nl/eu-project-allinhe/