Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Семиотическая диагностика: методология измерения эффективности трансформаций в образовании

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-11-122-127

Аннотация

Для оценки и мониторинга усилий управления к достижению поставленных целей требуются показатели эффективности. В статье сделан акцент именно на этом – на понимании эффективности и её оценки. Обсуждаются методологические новации предлагаемой концепции диагностики, обосновывающей релевантность трактовки систем образования как семиотических систем, управления трансформацией систем образования на основе измерения параметров порядка самоорганизации сложных открытых систем,
выбора в качестве управляющего параметра порядка конструкта «эффективность информации». Это позволяет реализовать процедуру измерения двух типов взаимодействий, а именно: процесса отбора оптимальных способов достижения асимптотически удалённой цели и процесса конкуренции семиотических аттракторов как выражения асимптотических целей. Особенности механизмов самоорганизации выдвигают специфическое требование к управлению этими процессами. Оно заключается в необходимости проведения такого отбора, который не отсекает иные пути, а меняет иерархию способов достижения целей. Игнорирование этого требования приводит к отбору «из одного» пути.
Сделаны выводы, касающиеся определения места педагогического образования в контексте модернизации всей системы отечественного образования. Во-первых, при внедрении в практику отечественного образования зарубежных технологий следует иметь в виду, что их эффективность была получена при достижении существенно иных целей. Во-вторых, внедрение инновационных образовательных технологий в подготовку преподавателей должно опережать это внедрение в практику преподавания на всех уровнях образования, что обеспечит эффективную настройку достоинств этих технологий на достижение целей отечественного образования.

Об авторе

Н. А. Люрья
Томский государственный педагогический университет
Россия

Люрья Надежда Абрамовна – д-р филос. наук, проф. 

634061, г. Томск, ул. Киевская, 60



Список литературы

1. Мелик-Гайказян И.В. Семиотика образования, или «Ключи» и «отмычки» к моделированию образовательных систем // Идеи и идеалы. 2014. Т. 1. № 4 (22). С. 14–27.

2. Бараш Р.Э., Антоновский А.Ю. Человек бунтующий, будь видимым или умри! К визуализации семантики протестно-сетевой коммуникации // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2019. №. 4 (22). С. 36–59. DOI: 10.23951/2312-7899-2019-4-36-59

3. Касавин И.Т., Тухватулина Л.А. Образование как «продолжение политики другими средствами»: Дж. Ст. Милль и У. Хьюэлл об идее университета // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2018. № 4. С. 148–168. DOI: 10.23951/2312-7899-2018-4-148-168

4. Ардашкин И.Б., Суровцев В.А. К вопросу об эпистемологии смарт-технологий и их визуализации: ведёт ли смарт-образование к смартэпистемологии? // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2019. № 4. С. 9–35. DOI: 10.23951/2312-7899-2019-4-9-35

5. Мелик-Гайказян И.В., Мелик-Гайказян М.В. Минерва и Янус: символы поклонения визуальным эффектам современного образования // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2019. № 4. С. 172–193. DOI: 10.23951/2312-7899-2019-4-172-193

6. Мелик-Гайказян И.В., Мелик-Гайказян М.В., Тарасенко В.Ф. Проективный консалтинг на «оси синтактики» // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2018. № 4. С. 169–185. DOI: 10.23951/2312-7899-2018-4-169-185

7. Мелик-Гайказян И.В. Вавилонская башня – метафора о «семиотическом аттракторе» динамики hi-tech // Философия науки и техники. 2016. Т. 21. № 1. С. 92–103.

8. Evdokimov K.E., Melik-Gaykazyan M.V., Kuznetsov V.G., Melik-Gaykazyan I.V. «Semiotic attractor»: a model for the NBICS-technologies coherence management // Innovation Management and Education Excellence Vision 2020: From Regional Development Sustainability to Global Economic Growth, IBIMA 2016: Proceedings of the 27th International Business Information Management Association Conference. Milan, May 4–5, 2016. P. 355–361.

9. Первушина Н.А. Семиотическая диагностика учебных принадлежностей в эпоху нейропедагогики // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2019. № 4. С. 194–205. DOI: 10.23951/2312-7899-2019-4-194-205

10. Дорожкин А.М. О роли зон обмена в формировании целостной картины мира // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2019. Вып. 4 (22). С. 110–125. DOI: 10.23951/2312-7899-2019-4-110-125

11. Первушина Н.А. Педагогическая биоэтика: семиотический аспект // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2018. № 4. С. 186–201. DOI: 10.23951/2312-7899-2018-4-186-201

12. Червонный М.А. Контекст педагогического образования // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2019. № 4. С. 206–222. DOI: 10.23951/2312-7899-2019-4-206-222


Рецензия

Просмотров: 476


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)