Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Модель трансформации вуза: теория и практика

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-11-129-140

Аннотация

В данной статье рассматривается влияние VUCA-мира как современной реальности на трансформацию вуза на примере Норильского государственного индустриального института, его внутреннего пространства развития. Исследование опирается на кейс-метод, форсайт, проектный метод, глубинные интервью с наиболее важными стейкхолдерами, теоретические и эмпирические методы, логический и системный анализ, методы описания, прогноза и экспертных оценок. Теоретической основой научной работы является методология в рамках VUCA-Prime стратегии. Определение реперных точек и разработка механизмов трансформации вуза в условиях VUCA-мира, являющегося значимым контекстом современной реальности, характеризующейся нестабильностью, неопределённостью, сложностью, неоднозначностью, является способом построения внутреннего пространства развития вуза. Представлена модель, позволяющая потенциально редуцировать уровень неопределённости и качественно трансформировать внутреннюю среду НГИИ.

Об авторах

С. Г. Виноградова
Норильский государственный индустриальный институт
Россия

Виноградова Светлана Геннадьевна – канд. филос. наук, доцент, проректор по науке и стратегическому развитию

663310, Россия, г. Норильск, ул. 50 лет Октября, 7



А. Т. Смирнова
Норильский государственный индустриальный институт
Россия

Смирнова Анастасия Талибжановна – канд. экон. наук, доцент кафедры философии, истории и иностранных языков, мл. научный сотрудник отдела аспирантуры и научных исследований 

663310, Россия, г. Норильск, ул. 50 лет Октября, 7



Список литературы

1. Ридингс Б. Университет в руинах. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2010. 304 с.

2. Барнетт Р. Осмысление университета // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2008. № 6. С. 46–57.

3. Nandram S., Bindlish P. Managing VUCA through integrative self-management: How to cope with volatility, uncertainty, complexity and ambiguity in organizational behavior (Management for professionals). UK: Springer, 2017. DOI: 10.1007/978-3-319-52231-9

4. Другова Е.А., Калачикова О.Н. Специфика принятия управленческих решений в университетах в условиях VUCA-мира // Университетское управление: практика и анализ. 2019. № 23(1–2). С. 81–92. DOI: https://doi.org/10.15826/umpa.2019.01-2.006

5. Буданов В.Г. Аршинов В.И., Лепский В.Е., Свирский Я.И. Сложность и проблема единства знания. Вып. 1: К стратегии познания сложности. М.: ИФ РАН, 2018. 105 с.

6. Морен Э. О сложности / Пер. с англ. Я.И. Свирского, науч. ред. В.И. Аршинов. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2019. 272 с.

7. Синергетическая парадигма: синергетика инновационной сложности: к 70-летию В.И. Аршинова: сборник / Отв. ред. В.И. Аршинов. М.: Прогресс-Традиция, 2011. 495 с.

8. Асмолов А.Г., Шехтер Е.Д., Черноризов А.М. Сложность как символ познания человека: от постулата к предмету исследования // Вопросы психологии. 2020. Т. 66. № 1. С. 3–18.

9. Ивахненко Е.Н. Социология встречается со сложностью // Вестник РГГУ. Серия «Философские науки. Религиоведение». 2013. № 11. С. 90–101.

10. Моисеев Н.Н. Расставание с простотой. М.: Аграф, 1998. 480 с.

11. Пригожин И., Николис Г. Познание сложного. Введение. М.: Изд-во ЛКИ, 2008. 352 с.

12. Simondon G. L’individu et sa genèse physicobiologique. Paris: Editions Jérôme Millon, 1998. 271 р.

13. Toscano A. The theatre of production: Philosophy and individuation between Kant and Deleuze. London: Palgrave Macmillan, 2006. 249 р.

14. Беккер И.Л., Журавчик В.Н. Образовательное пространство как социально-педагогическая категория // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2009. № 16. С. 132–140.

15. Кочетков М.В. Методологические идеи синергетики применительно к проблеме развития и саморазвития педагога и обучающегося // Almar mater (Вестник высшей школы). 2013. № 6. С. 31–37.

16. Кочетков М.В. Тринитарно-синергетические основания развития теории обучения и воспитания // Педагогика и психология образования. 2017. № 1. С. 15–20.

17. Кочетков М.В. Целостное профессиональное саморазвитие преподавателя в сотворческой педагогической деятельности. Красноярск: Изд-во СибГТУ, 2013. 288 с.

18. Korsakova T.V. Higher Education in VUCAWorld: New Metaphor of University // European Journal of Interdisciplinary Studies. 2019. Vol. 5. No. 2. P. 31–35.

19. Pfeffer J., Salancik G. The external control of organizations: A resource dependence perspective. Stanford: Stanford University Press, 2003. 336 p.

20. Freeman R.E., Moutchnik A. Stakeholder management and CSR: questions and answers // Umweltwirtschaftsforum: uwf. 2013. Vol. 21. Issue 1/2. P. 5–9. DOI: https://doi.org/10.1007/s00550-013-0266-3

21. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Концептуальные основы перехода к нелинейной модели высшего образования в регионе // Экономика региона. 2016. Т. 12. Вып. 4. С. 1157–1166. DOI: 10.17059/2016–4–17

22. David P.A. Path dependence, its critics and the quest for ‘historical economics’. Stanford, CA: Economics Department, 2000. Working Paper № 00–011.

23. Johansen B. Leaders Make the Future: Ten New Leadership Skills for an Uncertain World. Berrett-Koehler Publishers, 2009. 272 p.

24. Талеб Н.Н. Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса. М.: КоЛибри; Азбука-Аттикус, 2014. 768 с.

25. Шаронов А. О концепции life-long learning, работе с собой и внешним миром, личной эффективности. Школа «Сколково», Москва, 2017. URL: http://hr-elearning.ru/lekciyaprezidenta-skolkovolife-long-vuca-effectivnost/ (Дата обращения: 26.09.2020)


Рецензия

Просмотров: 656


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)