Работодатель как актор студентоцентрированного образования: опыт реализации
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-11-141-152
Аннотация
Рассматривается опыт Норильского государственного индустриального института по внедрению парадигмы студентоцентрированного обучения. На наш взгляд, она предполагает создание диалоговой атмосферы «преподаватель – студент – работодатель», для которой характерно уважительное отношение студента к преподавателю и работодателю, приятие их направляющего влияния на его личностное и профессиональное
становление. Обсуждается модель формирования у студента жёстких и мягких компетенций, востребованных работодателем. Она заключается в оперативном реагировании вуза на актуальные потребности производства путём вынесения их при необходимости в систему дополнительного образования, а также в активном участии работодателя во всех звеньях образовательного процесса. Образовательная программа «Формирование soft skills на основе практики осознанности» на портале Норильского государственного индустриального института доступна для свободного ознакомления всем желающим.
Об авторах
Д. В. ДубровРоссия
Дубров Дмитрий Владимирович – канд. техн. наук, доцент, ректор
663310, г. Норильск, ул. 50 лет Октября, 7
М. В. Кочетков
Россия
Кочетков Максим Владимирович – канд. техн. наук, доцент, кафедра электроэнергетики и автоматики
663310, г. Норильск, ул. 50 лет Октября, 7
В. Ю. Стеклянников
Россия
Стеклянников Виталий Юрьевич – канд. пед. наук, доцент, проректор по учебно-воспитательной работе
663310, г. Норильск, ул. 50 лет Октября, 7
Список литературы
1. Байденко В.И., Селезнёва Н.А. Конкурентоспособные образовательные программы: к формированию концепции // Высшее образование в России. 2011. № 5. С. 24–39.
2. Космачева Л.М., Коровушкина Е.А. Студентоцентрированное образование как условие реализации основных образовательных программ ВПО // Вестник РМАТ. 2011. № 2. С. 96–99.
3. Основные тенденции развития высшего образования: глобальные и болонские измерения / Под науч. ред. В.И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. 352 с.
4. Student-Centred Learning. Toolkit for students, staff and higher education institutions ESU. Brussels, October 2010.
5. Кочетков М.В. Обучаемые или обучающиеся? // Высшее образование в России. 2004. № 8. С. 130–131.
6. Кочетков М.В. «Обучающийся» – дань моде или торжество гуманизации? // Высшее образование в России. 2011. № 3. С. 126–128.
7. Кочетков М.В. Обучающий или услуживающий? Размышления в связи с Федеральным законом «Об образовании в РФ» // Педагогика. 2017. № 10. С. 62–68.
8. Байденко В.И., Селезнёва Н.А. Оптика взгляда на будущее (статья 3) // Высшее образование в России. 2017. № 12 (218). С. 120–132.
9. Носко И.В. Студентоцентрированное образование как основополагающий принцип болонских реформ в высшей школе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 1 (4). С. 136–138.
10. Kolster R., Westerheijden Don F., Frederiks M. Learning for employability: Integrating employability into professional bachelor programmes and quality assurance in four higher education systems. Report at 9th European Quality Assurance Forum, Barcelona, Spain, 2014. URL: https://ris.utwente.nl/ws/portalfiles/portal/14003222/Ia_3_Kolster_Westerheijden_Frederiks.sflb.pdf
11. Schuwer R., Kusters R. Mass Customization of Education by an Institution of HE: What Can We Learn from Industry? // International Review of Research in Open and Distance Learning. 2014. Vol. 15. No. 2. P. 1–25. DOI: https://doi.org/10.19173/irrodl.v15i2.1704
12. Антоненко Н.А., Асаева Т.А., Тихонова О.В., Гречушкина Н.В. Кастомизированный подход к реализации образовательных программ при подготовке инженерных кадров // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 5. С. 144- 156. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-5-144-156
13. Марутина М.В. Исследование системы взаимодействия вуза и предприятий работодателей в качественной подготовке квалифицированных кадров // Теория и практика современной науки. 2017. № 5(23). С. 1206–1210.
14. Леушин И.О., Леушина И.В. Кастомизация выпускника вуза: иллюзия или требование времени? // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 7. С. 56-63. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-7-56-63
15. Стеклянников В.Ю. Формирование soft skills на основе практики осознанности: учебное пособие. Норильск: Норильский гос. индустриальный институт, 2020. 95 с.
16. Стеклянников В.Ю. Формирование soft skills на основе практики осознанности. URL: https://learn.norvuz.ru/course/view.php?id=3