Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Инженерное образование на основе интеграции с наукой и промышленностью

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-12-105-118

Полный текст:

Аннотация

Развитие процессов глобализации требует обеспечения научно-технологического лидерства национальных экономик. В решении поставленной цели особую роль призваны сыграть университеты, способные обеспечить конкурентоспособность инженерного образования. В числе основных показателей академического лидерства выделяют: обеспечение мирового уровня содержания подготовки; повышение академической мобильности; рост востребованности и эффективности магистратуры и аспирантуры; увеличение количества сетевых образовательных программ; увеличение числа конкурентных учебных курсов, преподаваемых в онлайн-формате; развитие системы целевого обучения. Ключевым условием повышения конкурентоспособности инженерного образования является усиление его интеграции с наукой и промышленным сектором. На этом пути появляется возможность решения комплекса задач по разработке содержания образования, организации и управлению образовательным процессом. Эффективность их решения определяется составом стейкхолдеров, участвующих в совместной деятельности. Проведённый анализ свидетельствует о тенденциях расширения их партнёрского состава, включая активизацию международного сотрудничества. Это способствует развитию различных форматов педагогического взаимодействия для совершенствования подготовки инженеров. В число наиболее развитых интегрированных форм подготовки входят сетевые образовательные программы. Отличительной особенностью их реализации является рост числа участников партнёрства, среди которых вузы (как правило, не один), отраслевые институты, предприятия (более одного). Сетевой формат остаётся перспективным и в организации практик студентов. Базовые кафедры, созданные на предприятиях, выступают основным инструментом целевого обучения. С развитием системы профессиональных стандартов возросла роль интеграции вузов с предприятиями в организации и проведении процедур оценки квалификаций кадров. Необходимость решения задачи повышения глобальной конкурентоспособности образования усиливает потребность в развитии интеграции вузов с академической наукой в форме научно-образовательных центров, с зарубежными вузами, предприятиями и высокотехнологичным бизнесом.

Об авторах

Ю. М. Казаков
Казанский национальный исследовательский технологический университет
Россия

Казаков Юрий Михайлович - доктор технических наук, доцент, ректор.
420015, Казань, ул. Карла Маркса, 68.



Н. Ю. Башкирцева
Казанский национальный исследовательский технологический университет
Россия

Башкирцева Наталья Юрьевна - доктор технических наук, профессор, декан факультета нефти и нефтехимии, заведующая кафедрой химической технологии переработки нефти и газа.
420015, Казань, ул. Карла Маркса, 68.



М. В. Журавлева
Казанский национальный исследовательский технологический университет
Россия

Журавлева Марина Васильевна - доктор педагогических наук, доцент, начальник центра социальной работы.
420015, Казань, ул. Карла Маркса, 68.



Г. О. Ежкова
Казанский национальный исследовательский технологический университет
Россия

Ежкова Галина Олеговна - доктор биологических наук, профессор, начальник учебно-методического управления, заведующая кафедрой технологии мясных и молочных продуктов.
420015, Казань, ул. Карла Маркса, 68.



А. С. Сироткин
Казанский национальный исследовательский технологический университет
Россия

Сироткин Александр Семенович - доктор технических наук, профессор, декан факультета пищевых технологий, заведующий кафедрой промышленной биотехнологии.
420015, Казань, ул. Карла Маркса, 68.



А. О. Эбель
Казанский национальный исследовательский технологический университет
Россия

Эбель Анна Оттовна - кандидат химических наук, начальник управления международной деятельности.
420015, Казань, ул. Карла Маркса, 68.



Список литературы

1. Альтбах Ф.Дж. Глобальные перспективы высшего образования / Пер. с англ. Ю. Каптуревского; под науч. ред. А. Рябова; предисл. М. Юдкевич; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М. : Изд. дом ВШЭ, 2018. 548 с.

2. Кондратьев В.В., Галиханов М.Ф., Осипов П.Н., Шагева Ф.Т., Кайбияйнен А.А. Инженерное образование: трансформации для индустрии 4.0 (обзор конференции) // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 12. С. 105-122. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-12-105-122

3. Княгинин В.Н., Идрисов Г.И., Кузьмина А.С., Рожкова Е.С., Санатов Д.С., Султанов Д.К. Новая технологическая революция: вызовы и возможности для России. М. : ЦСР, 2017. 136 с.

4. Жураковский В.М. Современные тенденции развития инженерного образования на основе интеграции образования, науки и инноваций // Модернизация инженерного образования: российские традиции и современные инновации: сборник материалов международной научно-практической конференции. Якутск : Изд. дом СВФУ, 2017. 312 с.

5. Сероштан М.В., Кетова Н.П. Современные российские университеты: позиционирование, тренды развития, возможности наращивания конкурентных преимуществ // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 2. С. 27-41. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-2-27-41

6. Кудряшова Е.В., Сорокин С.Э., Бугаенко О.Д. Взаимодействие университетов со сферой производства как элемент реализации «третьей миссии» // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 5. С. 9-21. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-5-9-21

7. Журавлева М.В., Черкасова Е.И. Непрерывная подготовка кадров в условиях технологической трансформации нефтегазохимического комплекса // Управление устойчивым развитием. 2019. № 5 (24). С. 98-104.

8. Императивы интернационализации / Отв. ред. М.В. Ларионова, О.В. Перфильева. М.: Логос, 2013. 420 с.

9. Осипов П.Н., Зиятдинова Ю.Н. Закономерности и принципы интернационализации инженерного образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 1(21). С. 40-45.

10. Chan, A.D., Fishbein, J. A Global Engineer for the Global Community // The Journal of Policy Engagement. 2009. Vol. 1. No. 2. Р. 4-8.

11. Топоркова О.В. О глобальной компетенции современного специалиста в области техники и технологий // PRIMO ASPECTU. 2016. № 1. C. 64-67.

12. Ханс де Вит. Эволюция мировых концепций, тенденций и вызов в интернационализации высшего образования // Вопросы образования. 2019. № 2. С. 8-34. DOI: http://doi.org/10.17323/1814-9545-2019-2-8-34

13. Сухристина А.С., Зиятдинова Ю.Н., Кочнев А.М. Сетевое взаимодействие вузов как форма интернационализации: опыт КНИТУ // Высшее образование в России. 2016. № 11 (206). С. 103-110.

14. Соболев А.Б. Проблемы и перспективы сетевого взаимодействия вузов // Вестник Герценовского университета. 2014. № 3-4. С. 3-11.

15. Иванов В.Г., Кайбияйнен А.А., Галиханов М.Ф. Междисциплинарность как вектор развития инженерного образования // Высшее образование в России. 2016. № 8-9. С. 149-160.

16. Жукова В.Б., Сироткин А.С., Агзамов Р.З., Горячева С.А. Об опыте учебной практики «карусельного» типа для студентов бакалавриата по направлению «Биотехнология» // Интеграция науки и высшего образования в области био- и органической химии и биотехнологии: материалы XIII Всероссийской научной Интернет-конференции / Редкол.: Р.А. Исмаков и др. Уфа : Восточная печать, 2019. С. 230-231.

17. Warin P. Introduction to Industrial Automation. Schneider Electric, Moscow, 2005.

18. Салахов И.И., Журавлева М.В., Башкирцева Н.Ю., Черкасова Е.И., Котова Н.В. Предпосылки разработки профессионального стандарта «Специалист производства нефтепродуктов на основе наноструктурированных катализаторов» // 13-я Международная научно-практическая конференция «Высшее и среднее профессиональное образование как основа профессиональной социализации обучающихся» (28 мая 2019). Казань : Школа, 2019. С. 221-225.

19. Фомицкая Г.Н. Современные подходы к реализации независимой оценки профессиональных квалификаций // Педагогический имидж. 2019. № 3(44). С. 452-462. DOI: 10.32343/24095052-2019-13-3-452-464

20. Bashkirtseva N.Y., Zhuravleva M.V., Zinnurova O.V., Vagapov B.R. Improving the efficiency of outstripping training of engineers in interaction with European Higher Education Area conditions // 5th EuCheMS Chemistry Congress, 31 August - 4 September, 2014, Istanbul, Turkey. (0-B2-01-02). P. 303-304. URL: https://eu-chems2014.org/wp-content/uploads/2018/11/EuCheMS2014-Abstract_Book_Part-2.pdf (дата обращения: 20.11.2020).

21. Данилов А.Н., Столбов В.Ю., Южаков А.А. Сетевое взаимодействие вузов и институтов РАН при подготовке инженерных кадров по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России // Инженерное образование. 2012. № 11. С. 152-155.

22. Zhuravleva M.V., Zinnurova O.V., Bashkirtseva N.Yu. Advanced Training of Catalysis Experts in Petrochemical and Refining Industries // XII European Congress on Catalysis «Catalysis: Balancing the use of fossil and renewable resources». 30th August - 4th September, Kazan, 2015. P. 102.

23. Двенадцать решений для нового образования: доклад Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики / Под общ. ред. Я.И. Кузьминова, И.Д. Фрумина. М. : НИУ ВШЭ, 2018. URL: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/direct/218061758.pdf (дата обращения: 20.11.2020).

24. Глобальная конкурентоспособность российского образования. Материалы для дискуссии / И.В. Абанкина, А.А. Беликов, О.С. Гапонова, Ф.Ф. Дудырев, Ю.Н. Корешникова, И.А. Коршунов, С.Г. Косарецкий, Т.А. Мерцалова, А.К. Нисская, Д.П. Платонова, П.С. Сорокин, Б.М. Таловская, И.Д. Фрумин. М. : НИУ ВШЭ, 2017. 112 с.


Просмотров: 37


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)