Модель профориентационной работы вуза в контексте непрерывного образования
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-12-134-143
Аннотация
Человеческий капитал в ХХ1 веке стал важнейшим фактором развития экономики и общества, необходимым условием укрепления позиций России в условиях глобальной конкуренции. В наши дни образование рассматривается как инвестиционная сфера, определяющая масштаб и качество экономической жизни, рост благосостояния страны и каждого человека. Однако сегодня высокий формальный образовательный потенциал населения России в полной мере не капитализируется. Именно поэтому активно пересматривается роль вузов в нашей стране. Они призваны стать драйверами развития экономики России, центрами инноваций в регионах и отраслях. Это значит, что, помимо образовательной и научной, на университет Возложена «третья миссия» - социальная, которая является глобальным явлением с локальными характеристиками. Обладая огромным интеллектуальным потенциалом, вуз способен влиять на отдельные региональные процессы. Реализацию актуальных идей непрерывного образования авторы рассматривают как важнейшую и уникальную миссию высшей школы по формированию будущего каждого гражданина, созданию условий для саморазвития личности, формирования её карьерных треков.
Об авторах
Л. В. ОвсиенкоРоссия
Овсиенко Любовь Васильевна - кандидат экономических наук, директор института развития непрерывного образования.
420015, Казань, ул. К. Маркса, 68.
И. В. Зимина
Россия
Зимина Ирина Владимировна - декан факультета среднего профессионального образования.
420015, Казань, ул. К. Маркса, 68.
Список литературы
1. Меморандум непрерывного образования Европейского Союза // Общество «Знание» России, 2001. URL: http://www.znanie.org/docs/memorandum.html (дата обращения: 21.11.2020).
2. Век живи - век учись: непрерывное образование в России / И.А. Коршунов, О.С. Гапонова, B.М. Пешкова; под ред. И.Д. Фрумина, И.А. Коршунова; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. М.: Изд. дом ВШЭ, 2019. 310 с. URL: https://ioe.hse.ru/data/2019/04/09/1176083466/Nepreryvn.obraz.-text.pdf (дата обращения: 21.11.2020).
3. Сженов Е.С. О разработке концепции непрерывного образования: основания и принципы // Высшее образование в России. 2011. № 2. C. 93-98.
4. Харари Ю.Н. 21 урок для XXI века. М.: Синдбад, 2020. 416 с. ISBN: 978-5-00131-136-2
5. Печеранский И.В. Отчёт «Future work skills 2020»: задачи для непрерывного образования (философско-педагогические заметки) // Непрерывное образование. XXI век. 2016. № 1 (13). С. 1-9. DOI: 10.15393/j5.art.2016.3046
6. Зонова М.В. Эволюция миссии университетов: Концепция «третьей миссии» // Высшее образование в российских регионах: вызовы XXI века : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (17 сентября 2018 г., УрФУ, Екатеринбург). Екатеринбург: Кабинетный учёный, 2018. С. 181184. URL: http://hdl.handle.net/10995/63162 (дата обращения: 21.11.2020).
7. Донелли К., Ризви С., Барбер М. Накануне схода лавины. Высшее образование и грядущая революция // Вопросы образования. 2013. № 3. С. 152-229. URL: https://vo.hse.ru/data/2014/08/04/1314334660/2013-3_Barber% 20et%20al.pdf (дата обращения: 21.11.2020).
8. Арляпова Е.В., Конюхова Т.В., Гончарова Н.А. Влияние информационно-коммуникативного пространства на формирование новой индивидуальности // Известия Томского политехнического университета. Философия, социология, культурология 2010. Т. 317. № 6. С. 125-129.
9. Двенадцать решений для нового образования: доклад Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики / Под общ. ред. Я.И. Кузьминова, И.Д. Фрумина. М.: НИУ ВШЭ, 2018. 105 c. URL: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/direct/218061758.pdf (дата обращения: 21.11.2020).
10. Заливанский Б.В., Самохвалова Е.В. Опыт социологической диагностики удовлетворённости потребителей качеством образовательных услуг вуза //Alma Mater (Вестник высшей школы). 2013. № 10 (14). С. 14-19.
11. Овсиенко Л.В., Кайбияйнен А.А. О системе работы с одарёнными детьми // Высшее образование в России. 2015. № 5. С. 90-96.
12. Другова Е.А., Калачикова О.Н. Специфика принятия управленческих решений в университетах в условиях VUCA-мира // Университетское управление: практика и анализ. 2019. Т. 23. № 1-2. С. 81-92. DOI: https://doi.org/10.15826/umpa.2019.01-2.006