Персональная страница преподавателя в социальной сети как инструмент педагогического взаимодействия
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-12-156-166
Аннотация
В статье представлен анализ педагогических возможностей социальных сетей в решении современных образовательных задач. Выявлен педагогический потенциал персональной страницы преподавателя (индивидуализация образовательного процесса, отбор содержания образования, организация педагогического общения, вовлечение в совместную деятельность). Проведён анализ образовательных возможностей сервисов и приложений социальной сети «ВКонтакте». В работе проанализированы результаты диагностического исследования отношения студентов к коммуникационной активности педагогов на персональных страницах. Описан опыт взаимодействия со студентами на платформе социальной сети, который подтверждает положительное влияние общения с преподавателем через социальную сеть на отношение к предмету и учебную мотивацию. Обозначены ограничения (повышенные требования к содержанию и оформлению персональной страницы) и возможные негативные последствия взаимодействия со студентами посредством социальных сетей (несоблюдение рамок и размытие границ общения, взаимопроникновение профессиональной и личной сфер жизни).
Об авторе
А. Г. КукушкинаРоссия
Кукушкина Анна Геннадьевна - кандидат педагогических наук, доцент, Институт непрерывного педагогического образования.
173000, Великий Новгород, ул. Чудинцева, 6.
Список литературы
1. Chaffey D. Global social media research summary, 2020 // Smart Insights. 2020, Aug 03. URL: https://www.smartinsights.com/social-media-marketing/social-media-strategy/new-global-social-media-research/ (дата обращения: 24.11.2020).
2. Клименко О.А. Социальные сети как средство обучения и взаимодействия участников образовательного процесса // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). СПб.: Реноме, 2012. С. 405-407.
3. Никонов Л.А., Зименкова Н.Н. IT-ресурсы современной образовательной среды как инструмент воспитательного воздействия // Вестник ТвГУ. Серия “Педагогика и психология”, 2014. № 1. С. 127-133.
4. Curran K., McCarroll N. Social Networking in Education International // Journal of Innovation in the Digital Economy. 2013. No. 4(1). Р. 1-15. DOI: 10.4018/jide.2013010101
5. Alsolamy F. Social networking in higher education: academics' attitudes, uses, motivations and concerns. Doctoral, Sheffield Hallam University, 2017. URL: http://shura.shu.ac.uk/15852/
6. Фещенко А.В. Социальные сети в образовании: анализ опыта и перспективы развития // Открытое и дистанционное образование. 2011. № 43. С. 44-50. URL: http://journals.tsu.ru/ou/&journal_page=archive&id=1008&ar-ticle_id=8216 (дата обращения: 24.11.2020).
7. Al-Mukhaini E.M., Al-Qayoudhi W.S., Al-Ba-di A.H. Adoption c>f Social Networking in Education: A Study of the Use of Social Networks by Higher Education Students in Oman // Journal of International Education Research. 2014. Vol. 10. No. 2. P. 143-154. DOI:10.19030/jier.v10i2.8516
8. Arnold N., Paulus T. Using a social networking site for experiential learning: Appropriating, lurking, modeling and community building // The Internet and Higher Education. 2010. No. 13. Р. 188-196. DOI: 10.1016/j.iheduc.2010.04.002
9. Малышева Н.А. Роль социальных сетей в модели дистанционного обучения студентов художественных специальностей // Научный журнал КубГАУ. 2013. № 86. С. 1-10. URL: http://ej.kubagro.ru/2013/02/pdf/02.pdf (дата обращения: 24.11.2020).
10. Jalal А., Zaidieh Y. The Use of Social Networking in Education: Challenges and Opportunities // World of Computer Science and Information Technology Journal (WCSIT). 2012. Vol. 2. No. 1. Р. 18-21. URL: https://pdfs.semanticscholar.org/76e2/1d0c5cc14238463a09e-ec33d5d06573a32d2.pdf (дата обращения: 24.11.2020).
11. Klamma R., Chatti M.A., Duval E., Hummel H., Hvannberg E.T., Kravcik M., Law E., Naeve A., Scott P. Social software for life-long learning // Educational Technology & Society. 2007. No. 10 (3). Р. 72-83. URL: https://www.jstor.org/stable/jeductechsoci.10.3.72 (дата обращения: 24.11.2020).
12. Павличева Е.Н., Твёрдохлеб Ю.А. Социальные сети педагогов как один из элементов инновационных сетей системы образования // Информационные ресурсы России. 2012. № 6. С. 32-34. URL: http://www.aselibrary.ru/datadocs/doc_4150la.pdf (дата обращения: 24.11.1010).
13. Mazman S.G., Usluel Y.K. Modeling educational usage of Facebook // Computers & Education. 2010. No. 55. Р. 444-453. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2010.02.008
14. Bostrom R.P., Gupta S., Hill J.R. Peer-to-peer technology in collaborative learning networks: Applications and research issues // International Journal of Knowledge and Learning. 2008. No. 4 (1). Р. 36-57.
15. Kanimozhi T., Vasimalairaja M. Role of Social Networks in Education International // Journal of Trend in Research and Development (IJTRD). National Conference on Challenges in 21st Century Teacher Education organized by Kamala College of Education, Thirunavalur, TamilNa-du, 2018. Р. 114-116. URL: http://www.ijtrd.com/papers/IJTRD15980.pdf (дата обращения: 24.11.2020).
16. Клочкова Н.В., Левин И.Л. Духовно-нравственный аспект использования образовательного потенциала компьютерных социальных сетей в высшем архитектурно-художественном образовании // Вестник евразийской науки. 2015. № 1 (26). C. 1-20. DOI:10.15862/29PVN115
17. Mazer J.P., Murphy R.E., Simonds C.J. I'll see you on ‘Facebook': The effects of computer mediated teacher self-disclosure on student motivation, affective learning, and classroom climate // Communication Education. 2007. No. 56 (1). Р. 1-17. DOI:10.1080/03634520601009710
18. Курносова Е. Социальные сети в цифрах, 2019. URL: https://mediascope.net/upload/iblock/f97/18.04.2019_Mediascope_Ekaterina%20Kurnosova_RIF+KIB%202019.pdf
19. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. М.: Просвещение, 1981. 192 с.