Дистрофия чувства непонимания и её последствия
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-2-50-60
Аннотация
Обсуждаемая проблема непосредственно связана с радикально новой социальной ситуацией, обусловленной Интернетом, – возможностью немедленно получить любую информацию, которая коренным образом изменила процесс образования. Эта ситуация наложилась на некоторые предшествующие тенденции, в частности на упрощение задач и уменьшение с самого начала сложностей в процессе обучения, что ведёт к уменьшению радости узнавания нового и минимизации усилий по преодолению трудностей. Формируется привычка к отсутствию серьёзных вызовов уже на ранних стадиях учёбы. Тенденция к ранней специализации играет ту же роль, поскольку она обычно приводит лишь к исключению некоторых предметов, которые вызывают у учащегося затруднения, и эта ситуация только закрепляется со временем. Эти тенденции продолжаются и закрепляются на уровне высшего образования. Особое внимание в статье уделяется различию между информацией и знанием. Принципиальную разницу можно обозначить благодаря сравнению двух высказываний: «приобретать знания» и «получать информацию». В первом случае учащийся должен построить целостную картину определённого фрагмента действительности, осознать её структуру с различными связями и отношениями между частями этой картины. Во втором случае биты информации добавляются к чему-то уже известному без каких-то попыток продолжить дальнейшую работу по пониманию предмета на более глубоком уровне. По отношению к процессу постижения предмета это означает, что в первом случае мы переходим с поверхностного уровня на более глубокий, и это формирует многомерность, а во втором – остаёмся на плоском поверхностном уровне. Кроме того, вместо тренировки долговременной памяти постоянно задействуется кратковременная. В статье анализируется радикальное изменение соотношения между устным и письменным общением. Из-за привычной практики общения с использованием электронных устройств преимущественно устные диалоги заменяются письменными. Поэтому связь между субъектами коммуникации становится 1) растянутой и более запутанной вследствие опосредования диалогов письменными текстами, и 2) значительно более плоской и однозначной, поскольку в ней отсутствуют дополнительные намёки и сопутствующие знаки, обычные для устного общения. Интегральный результат такого обучения выражается в определённом качестве личности, которое можно охарактеризовать как «приобретённая дистрофия чувства непонимания». Это качество создаёт значительный негативный эффект, препятствуя формированию свободной личности, а это, в свою очередь, имеет негативные последствия как для полноценной общественной жизни, так и для настоящего профессионального образования.
Об авторе
О. А. ДонскихРоссия
Донских Олег Альбертович – д-р филос. наук, зав. кафедрой философии и гуманитарных наук
630099, Новосибирск, ул. Каменская, 56
630073, Новосибирск, просп. К. Маркса, 20
Список литературы
1. Lindley, D.V. (2006). Understanding Uncertainty. New Jersey: Wiley Interscience, 250 p.
2. Dorn, L.J., Soffos, C. (2005). Teaching for Deep Comprehension. Portland, Maine: Stenhouse Publishers. 182 p.
3. Zinchenko, V. (2003). [Activity. Knowledge. Spirituality]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 5, pp. 81-91. (In Russ.).
4. Verbitsky, A. (2016). [The Theory of Contextual Education as a Conceptual Basis for the Implementation of the Competence Approach]. In: Kollektsiya Gumanitarnykh Issledovaniy [Collection of Humanitarian Studies]. No. 2, pp. 6-12. Available at: http://j-chr.com/upload/выпуск%202/PDF/Вербицкий.pdf (accessed 10.01.2021) (In Russ., abstract in Eng.).
5. Zinchenko, V. (2005). [Distant, Content... and Education]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 7, pp. 76-87. (In Russ.).
6. Hendriks, P. (2014). Asymmetries between Language Production and Comprehension. Springer, 234 p.
7. Clarke, P.J., Truelove, E., Hulme, Ch., Snowling, M.J. (2014). Developing Reading Comprehension. Wiley Blackwell, 193 p.
8. Hands, J. (2019). Gadget Consciousness. Collective Thought, Will and Action in the Age of Social Media. Pluto Press, 191 p.
9. Graesser, A.C. (1981). Prose Comprehension beyond the Word. Springer-Verlag, 310 p.
10. Taylor, R. (1981). Understanding the Elements of Literature: Its Forms, Techniques and Cultural Conventions. The MacMillan Press, 234 p.
11. Donskikh, O.A. (2018). Why Did Students Stop Asking Questions? Vestnik Tomskogo Gosudarstvennogo Universiteta. Filosofiya. Sotsiologiya. Politologiya = Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science. No. 42, pp. 110-117, doi: 10.17223/1998863Х/42/11 (In Russ., abstract in Eng.).
12. Hong H.V., Hong E.H. (Eds.). (1980). The Essential Kierkegaard. Princeton University Press, 524 p.