Цивилизационный нарратив и философское образование в высшей школе
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-2-112-121
Аннотация
Авторы статьи исходят из постулата, что философское мышление представляет собой высшую форму человеческой активности. Поэтому любой род занятий человека может быть понят в подлинности его содержания только в горизонте философской мысли. Именно на это должно быть ориентировано философское образование специалистов вне зависимости от направления их деятельности. В статье анализируется решающая роль философской мысли в становлении самосознания буржуазного общества. Авторы утверждают, что его успехи были предопределены разработкой новых форм коммуникации, способствующих конструированию нового измерения человеческого бытия и предполагающих новые виды его освоения. Вытеснение философии на периферию духовного производства свидетельствует об угасании творческой инициативы у буржуазии. В заключение авторы обращаются к опыту советского образования как попытке дальнейшего развития цивилизационного нарратива европейской цивилизации, рассматривая причины его успехов и неудач. По мысли авторов, с одной стороны, наличие философии в качестве обязательного элемента системы высшего образования в СССР свидетельствовало о творческом потенциале новой цивилизационной инициативы, а с другой – эта философия не достигла достаточной степени зрелости, чтобы соответствовать уровню развития общества.
Об авторах
Н. В. КузнецовРоссия
Кузнецов Никита Всеволодович – д-р филос. наук, доцент
199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9
А. М. Соколов
Россия
Соколов Алексей Михайлович, д-р филос. наук, доцент
199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9
Список литературы
1. Лебедев С.А. Плюрализм и фундаментальность // Высшее образование в России. 2002. № 1. С. 59–66.
2. Миронов В.В. «Деидеологизация» – новая идеология? (О месте философии в образовании) // Высшее образование в России. 2002. № 1. С. 67–73.
3. Порус В.Н. О кризисе вузовской философии // Высшее образование в России. 2003. № 2. С. 114–120.
4. Руткевич М.Г. «Плоды деидеологизации»: о гуманитарной подготовке молодых учёных // Высшее образование в России. 2002. № 6. С. 138–142.
5. Шиповалова Л.В. Современная идея Университета и возможная легитимация философии // Философия и культура. 2015. № 11 (95). С. 1734–1741. DOI: 10.7256/1999-2793.2015.11.16373
6. Хардт М., Негри А. Империя / Пер. с англ. под ред. Г.В. Каменской, М.С. Фетисова. М.: Праксис, 2004. 440 с.
7. Дудник С.И. Отчуждение в цифровом обществе // Вопросы философии. 2020. № 3. C. 17–20. DOI: https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-3-17-20
8. Вебер М. Наука как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. C. 707–735.
9. Миронов В.В. Платон и современная пещера big-data // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2019. Т. 35. Вып. 1. С. 4–24. DOI: https://doi.org/10.21638/spbu17.2019.101
10. Быстрова Я.В. Дудник С.И. Учение В.И. Ленина о демократии и предпосылки сталинской модернизации // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2020. Т. 21. № 1. С. 105–114. DOI: 10.25991/VRHGA.2020.19.1.004
11. Розин В.М. Становление новой образовательной формации // NB: Педагогика и просвещение. 2013. № 1. C. 1–43. DOI: 10.7256/2306-4188.2013.1.6445.