Развитие экспорта российского образования: ориентация на потребность национальных рынков труда
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-4-9-21
Аннотация
Россия занимает четвёртое место на рынке международного образования по показателю «количество иностранных студентов». Экспорт российского образования способствует росту внешних финансовых поступлений в экономику, удовлетворяет кадровый дефицит на рынке труда и формирует положительный имидж России у стран – импортёров образования. В статье представлены данные по ключевым странам, которые импортируют российское образование. Описаны наиболее востребованные у иностранных студентов направления подготовки и специальности как по укрупнённым группам специальностей, так и по отдельным направлениям подготовки и специальностям в разрезе уровней подготовки (бакалавриат/специалитет/магистратура). Рассмотрены источники финансирования обучения иностранных граждан в российских вузах, а также контингент иностранных студентов по каждому виду финансирования. В ходе анализа электронных порталов органов власти в сфере труда и занятости, статистических ведомств, а также профессиональных сайтов для поиска вакансий выявлена потребность национальных рынков труда ключевых стран – импортёров российского образования в тех или иных специалистах. На основе этих данных проанализировано соответствие экспортируемого Россией образования потребностям национальных рынков труда его импортёров. Исследование выявило ежегодный рост контингента иностранных студентов, обучающихся по договорам об оказании платных образовательных услуг, что повышает объём внешних финансовых поступлений в российскую экономику. Показано, что текущий уровень развития экспорта образования в России соответствует стратегическим государственным задачам в этом направлении, а потребность в работниках на рынках труда ключевых стран-импортёров совпадает с наиболее востребованными направлениями подготовки и специальностями у иностранных студентов.
Об авторах
А. О. АверьяновРоссия
Аверьянов Александр Олегович – специалист Центра бюджетного мониторинга
185910, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, 33
В. А. Гуртов
Россия
Гуртов Валерий Алексеевич – д-р физ.-мат. наук, проф., директор Центра бюджетного мониторинга
185910, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, 33
Д. Н. Семенов
Россия
Семенов Дмитрий Николаевич – врио генерального директора
119021, г. Москва, Большой Чудов пер., 8, стр. 1
В. И. Круглов
Россия
Круглов Виктор Иванович – д-р тех. наук, проф., научный руководитель
119021, г. Москва, Большой Чудов пер., 8, стр. 1
Список литературы
1. Арефьев А.Л. Тенденции экспорта российского образования. М. : Центр социального прогнозирования и маркетинга. 2010. 240 с.
2. Арефьев А.А. Тенденции экспорта российского образования в 2005–2015 гг. // Вестник российской академии наук. 2016. Т. 86. № 10. С. 902–908. DOI: https://doi.org/10.7868/ S0869587316100030
3. Круглов В.И., Пугач В.Ф. О востребованности российских программ высшего образования иностранными студентами // Современные проблемы и перспективы интернационализации интеллектуальных ресурсов России: вы зовы, стратегии, модели, интересы национального, регионального и отраслевого развития / Под ред. А.Р. Грошева, С.О. Крамарова, В.И. Круглова, Н.В. Пелихова. М. : РИОР, 2019. С. 35–38. DOI: https://doi.org/10.29039/02021-0
4. Спартак А.Н., Лихачев А.Е. Экспортный потенциал России в инновационных сегментах мирового рынка // Российский внешнеэкономический вестник. 2017. № 10. С. 3–22. URL: http://www.rfej.ru/rvv/id/f002e8e7c/$file/3-22. pdf (дата обращения: 08.03.2021).
5. Организационно-правовые и практические механизмы обеспечения академической мобильности и расширения экспорта образовательных услуг / Г.Ф. Ткач, В.М. Филиппов. М. : Российский университет дружбы народов, 2014. 285 с.
6. Аржанова И.В., Дыдзинская Д.В., Мусина Е.А., Селезнев П.С. Обучение иностранных граждан в опорных вузах Российской Федерации в интересах использования «мягкой силы» // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 8-9. С. 9–20. DOI: https://doi. org/10.31992/0869-3617-2019-28-8-9-9-20
7. Краснова Г.А., Гриншкун В.В., Пыхтина Н.А. Сетевые медиа-ресурсы как инструмент рекрутинга иностранных студентов в российские вузы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». 2017. Т. 14. № 2. С. 171–179. DOI: 10.22363/2312-8631-2017-14- 2-171-179
8. Привлечение иностранных студентов в российские университеты. Практическое руководство / Е.В. Вашурина, О.А. Вершинина, Ч.Ф. Газиева, Я.Ш. Евдокимова, А.А. Крылов, С.А. Мухамедиева, О.В. Павлова, Ф.А. Хайда ров. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2016. 234 с.
9. Филиппов В.М. Интернационализация высшего образования: основные тенденции, проблемы и перспективы // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2015. № 3. С. 203–211. URL: http://journals.rudn.ru/ international-relations/article/view/10725 (дата обращения: 08.03.2021).
10. Клюшникова Е.В., Скаковская Л.Н. Проблемы экспорта российского образования // Вестник ТвГУ. Серия: Педагогика и психология. 2018. № 2. С. 92–101. URL: https://core. ac.uk/download/pdf/162003873.pdf (дата обращения: 08.03.2021).
11. Юн С.М. Образование как сфера сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза: проблемы и перспективы // Вестник Томского гос. ун-та. История. 2017. № 50. С. 89–92. DOI: 10.17223/19988613/50/13
12. Немчинова Т.С., Музалев А.А. Экспорт образования как инструмент интеграции стран участников Евразийского экономического союза // Евразийский юридический журнал. 2016. № 1 (92). С. 52–57.
13. Иванов С.Г., Черноус Т.Ф. Формирование общего образовательного пространства Российской Федерации, Кыргызской Республики и Республики Казахстан // Человек и образование. 2013. № 2 (35). С. 18–25.
14. Донецкая С.С., Ли М. Китайские студенты за рубежом: динамика численности и цели выезда // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 6. С. 153–168. DOI: https://doi. org/10.31992/0869-3617-2020-6-153-168
15. Пахомов С.И., Гуртов В.А., Стасевич А.В., Щеголева Л.В. Подготовка и аттестация ка дров высшей научной квалификации из числа граждан иностранных государств // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22. № 5. С. 43–53. DOI: https://doi. org/10.15826/umpa.2018.05.048