Потенциал молчания в обучении: методологические и дидактические предпосылки
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-4-49-61
Аннотация
В статье представлен опыт исследования философского, культурологического и дидактического потенциала молчания в образовании. Автор статьи утверждает, что в современном мире всевозрастающего говорения молчание ученика проявляется лишь как его стадия – пауза, когда нечего сказать. Причина – монологичность образования, главная цель и содержание которого – передать поликультурный опыт человечества следующему поколению. Между тем молчание содержит огромный потенциал, если рассматривать его как компетентность, реализуя которую учащийся рождает новые смыслы, знания, вопросы. Проводится сравнительный анализ таких стержневых параметров дидактики восточной и западной культур, как креативность, диалогичность, интерактивность. В статье делается вывод о том, что несмотря на достаточно большое количество исследований феномена молчания в педагогической науке, они затрагивают преимущественно методический уровень. На основе философских, лингвистических, социально-психологических рас[1]суждений в статье впервые рассматриваются методологические основы проектирования и реализации дидактики молчания. Особое внимание уделяется взаимосвязи молчания, «вопрошания» и эвристики. Показано, что молчание способствует формированию и развитию таких компетентностей будущего, как креативность, коммуникация, кооперация, критическое мышление.
Ключевые слова
Об авторе
А. Д. КорольБеларусь
Король Андрей Дмитриевич – д-р пед. наук, проф., ректор
220030, Республика Беларусь, Минск, пр. Независимости, 4
Список литературы
1. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции / Пер. с фр. А. Качалова. М. : Постум, 2015. 238 с.
2. Король А.Д. Диалог в образовании: эвристический аспект. М. : Эйдос; Иваново : Юнона, 2009. 259 с. 3. Гессе Г. Сиддхартха: инд. поэма / Пер. с нем. Г.Б. Ноткина. СПб. : Азбука-классика, 2003. 186 с.
3. Король А.Д. Стереотип как образовательная проблема // Вопросы философии. 2013. № 10. С. 156–162.
4. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. В 100 т. Т. 45. Путь жизни / Подгот. текста и коммент. Н.Н. Гусева, И.И. Горбунова-Поса дова. М. : Гослитиздат, 1956. 601с. 6. Бибихин В.В. Язык философии. СПб. : Наука, 2007. 389 с.
5. Olearczyk T.E. Pedagogia ciszy. Kraków: Wyższa Szkoła Filozoficzno-Pedagogiczna „Igna tianum” : Wydawnictwo WAM, 2010. 251 s.
6. Montessori M. Domy dziecięce: metoda pedagogiki naukowej stosowana w wychowaniu najmłodszych dzieci. Warszawa: Żak, 2005. 187 s.
7. Мудрецы Китая: Ян Чжу, Лецзы, Чжуанцзы / Пер. с кит. Л.Д. Позднеевой; авт.-ред. А.В. Маматов. СПб. : Петербург-ХХІ век, Лань, 1994. 416 с.
8. Хуторской А.В. Древнейшие системы обучения: Школа Пифагора // Интернет-журнал «Эйдос». 2014. № 1.
9. Caranfa A. Silence as the Foundation of Learning // Educational Theory. 2004. Vol. 54. No. 2. P. 211–230. DOI: https://doi.org/10.1111/ J.1741-5446.2004.00015.X
10. Jaworski A. The power of silence: social and pragmatic perspectives. Newbury Park : Sage Publications, 1993. 208 p. DOI: http://dx.doi. org/10.4135/9781483325460
11. Cooper D.E. Silence, nature and education // Attending to silence: educators and philosophers on the art of listening / A. Kristiansen, H. Hägg (Eds.). Kristiansand: Portal Academic, 2012. URL: https://www.academia.edu/13907942/ Silence_Nature_and_Education (дата обращения: 04.03.2021).
12. Lees H.E. Choosing Silence for Equality in and through Schooling // Forum. 2016. Vol. 58. No. 3. P. 399–406. DOI: http://dx.doi.org/10. 15730/forum.2016.58.3.399
13. Роботова А.С. О диалоге, монологе и молчании в образовании // Высшее образование в России. 2015. № 8/9. С. 122–129. URL: https:// vovr.elpub.ru/jour/article/view/276/226 (дата обращения: 04.03.2021).
14. Григорьева Т.П. Буддизм и современная мысль // Вопросы философии. 2015. № 6. C. 135–137. URL: http://vphil.ru/index.php?op tion=com_content&task=view&id=1190&Item id=52 (дата обращения: 04.03.2021).
15. Смирнов А.В. О подходе к сравнительному изучению культур. СПб. : СПбГУП, 2009. 132 с.
16. Фромм Э. Иметь или быть? М. : Прогресс, 1986. 65 с.
17. Степанянц М.Т. От европоцентризма к меж культурной философии // Вопросы философии. 2015. № 10. С. 150–162. URL: http:// vphil.ru/index.php?option=com_content&task =view&id=1259&Itemid=52 (дата обращения: 04.03.2021).
18. Иванов В.В. Чёт и нечет: Асимметрия мозга и знаковых систем. М. : Сов. радио. 1978. 184 с.
19. Кучинский Г.М. Диалог и мышление. Минск : Изд-во БГУ, 1983. 190 с.
20. Перлз Ф.С. Эго, голод и агрессия / Под ред. Д.Н. Хломова; пер. с англ. Н.Б. Кедровой, А.Н. Кострикова. М.: Смысл, 2000. 358 с.
21. Кьеркегор С. Страх и трепет: этические трак таты / Пер. с дат., коммент. Н.В. Исаевой, С.А. Исаева; общ. ред., сост. и предисл. С.А. Исае ва. М. : Республика, 1998. 382 с.
22. Хоружий С.С. Молчание как семиозис в практике и мистике исихазма // Тезисы докладов на Симпозиуме по психологическим проблемам феномена молчания, Рига (Латвия), апр. 2005 г. URL: https://studylib.ru/doc/4193329/ horuzhij-s.s.-molchanie-kak-semiozis-v-praktike i-mistike (дата обращения: 04.03.2021).
23. Король А.Д. Молчание в диалоге как проблема философии образования // Вопросы философии. 2019. № 4. C. 1–11. DOI: 10.31857/ S004287440004786-9
24. Хинтикка Я., Хинтикка М. Шерлок Холмс против современной логики: к теории поиска информации с помощью вопросов // Язык и моделирование социального взаимодействия: сб. ст. / Cост.: В.М. Сергеева, П.Б. Паршина; общ. ред. В.В. Петрова; вступ. ст. В.М. Сергеева. М. : Прогресс, 1987. C. 56–77.
25. Померанц Г.С. Дороги духа и зигзаги истории: работы последних лет. М. : РОССПЭН, 2008. 382 с.
26. Корнева А.Г. Молчание в японской культу ре (опыт лингвосемиотического анализа) // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Лингвистика и меж культурная коммуникация. 2007. T. 5. № 2. С. 70–77. URL: https://lib.nsu.ru/xmlui/handle/ nsu/2265 (дата обращения: 04.03.2021).
27. Гуревич Т.М. Неговорение в японском дискурсе // Восток-Запад: историко-литературный альманах, 2003–2004 / Отв. ред. В.С. Мясников. М. : Восточная литература, 2005. С. 299–306.
28. Nakane C. Japanese Society. Berkeley; Los Angeles : University of California Press, 1970. 157 p.
29. Barnlund D.C. Public and private self in Japan and the United States: communicative styles of two cul tures. Tokyo : Simul Pressokyo, 1975. 201 p.
30. Clancy P. The acquisition of communicative style in Japanese // Language socialization across cultures / B.B. Schieffelin, E.E. Ochs (Eds). Cambridge : Cambridge University Press, 1986. P. 213–250.
31. Davies R.J., Ikeno O. The Japanese Mind: Understanding Contemporary Japanese Culture. Boston : Turtle Publishing, 2002. 259 p.
32. Doi T. Some psychological themes in Japanese human relationships // Intercultural Encounters with Japan: Communication – contact and conflict / J. C. Condon, M. Saito. Tokyo: Simul Press, 1974. P. 17–26.
33. La Forge P.G. Counseling and Culture in Second Language Acquisition. Oxford : Pergamon Press, 1983. 141 p.
34. Lebra T.S. The cultural significance of silence in Japanese communication // Multilingua – Jour nal of Cross-Cultural and Interlanguage Communication. 1987. Vol. 6. No. 4. P. 343–357.
35. Loveday L. The Sociolinguistics of Learning and Using a Non-Native Language. Oxford : Pergamon Press, 1982. 196 p.
36. Nakane I. Silence in intercultural communication: perceptions and performance. Amsterdam : Benjamins, 2007. 239 p.