Университетское образование и ценностная проекция концепции корпоративной социальной ответственности
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-4-86-98
Аннотация
Авторы рассматривают концепцию корпоративной социальной ответственности (КСО) как компонент глобальной капиталистической идеологии. Ценностная диспозиция университетов в отношении концепции КСО анализируется с опорой на фундаментальную мотивационную матрицу (ФММ). Фундаментальные типы мотивации задаются в соответствии с антропологическим различением личности и природы человека и социальным различением поощрения и наказания. В соответствии с логикой применимости разных типов мотивации определяется фундаментальное противоречие между ценностной основой капиталистической экономики и базовой научно-образовательной деятельностью университетов. Характерная для КСО установка на добровольную ответственность определяется как внутренне противоречивая, но объяснимо неизбежная в системе декларируемых ценностей капиталистической экономики. Показана неслучайность периферийной позиции труда в данной системе ценностей, противопоставленность труда и инвестиционного успеха, неотменимость культа роскоши. Анализируется мотивационная функция роскоши в сопоставлении с мотивационной функцией знания.
Об авторах
Н. Д. ЦхадаяРоссия
Цхадая Николай Денисович – д-р техн. наук, проф., президент университета
169300, Республика Коми, г. Ухта, ул. Первомайская, 13
Д. Н. Безгодов
Россия
Безгодов Дмитрий Николаевич – советник при ректорате
169300, Республика Коми, г. Ухта, ул. Первомайская, 13
О. И. Беляева
Россия
Беляева Оксана Игоревна – начальник отдела стратегических коммуникаций
169300, Республика Коми, г. Ухта, ул. Первомайская, 13
Список литературы
1. Bowen, H., Bowen, P., Gond, J. Social Responsibilities of the Businessman. University of Iowa Press, 2013. DOI: 10.2307/j.ctt20q1w8f
2. Благов Ю.Е. Генезис концепции корпоративной социальной ответственности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 8: Менеджмент. 2006. № 2. С. 3–26. URL: http:// www.vestnikmanagement.spbu.ru/archive/ pdf/253.pdf (дата обращения: 10.03.2021).
3. Корпоративная социальная ответственность: учебник для бакалавров / Под ред. Э.М. Короткова. М. : Юрайт, 2013. 446 с. ISBN 978-5- 9916-2788-7
4. Федченко И.В. Корпоративная социальная ответственность: учебник. Красноярск : Сибирский гос. ун-т науки и технологий, 2017. 107 с. URL: https://www.sibsau.ru/sveden/ edufiles/115433/ (дата обращения: 10.03.2021).
5. Преподобный Дорофей, авва Палестинский. Душеполезные поучения. М. : Актис, 1991.
6. Майерс Д. Социальная психология. СПб. : Питер, 2000. 688 с.
7. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб. : Питер; М. : Смысл, 2003. 860 с.
8. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб. : Питер, 2003. 352 с.
9. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб. : Питер, 1999. 608 с.
10. Лосский В.Н. Боговидение. М. : АСТ, 2003. 759 с.
11. Хоружий С.С. Очерки синергийной антропологии. М. : Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2005. 407 с.
12. Чиксентмихайи М. Поток. Психология оптимального переживания / Пер. с англ. Е.А. Перовой. М. : Альпина нон-фикшн, 2019. 464 с. ISBN 978-5-91671-857-7
13. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М. : Прогресс, 1990. 808 с.
14. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Э. Сочи нения. М. : Изд-во политической литературы, 1974. С. 41–174.
15. Вацковский А.С. Место и роль корпоративной социальной ответственности в стратегии модернизации системы высшего образования в России // Транспортное дело России. 2013. № 1. С. 118–120.
16. Гриценко В.П., Данильченко Т.Ю., Борисов Б.П. Миссия университета и информационный капитализм // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2018. № 42. С. 43–50. DOI: 10.17223/1998863Х/42/4
17. Агеева Е.А. Западная интеллектуальная элита и феномен «роскошь». Социально-психологический аспект // Интеллигенция и мир. 2016. № 3. С. 104–120.
18. Бодрийяр Ж. Общество потребления. М. : АСТ, 2020. 320 с
19. Безгодов Д.Н. Концептуальные основы организационной культуры вуза // Высшее образование в России. 2008. № 7. С. 125–130.
20. Томилин Ю.Б., Фадеева И.М., Томилин О.О., Клюев А.К. Организационная культура российских университетов: ожидания и реалии // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 1. С. 96–107. URL: https://vovr.elpub. ru/jour/article/view/1257 (дата обращения: 10.03.2021).
21. Колмыкова М.А. Описательная модель организационной культуры университета // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. №. 8. С. 28–32. DOI: 10.23672/c9662-2454-1696-g
22. Безгодов Д.Н. Университетское образование как освоение парадигмальных установок мышления // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2012. № 4 (3). С. 6–11.
23. Цхадая Н.Д., Безгодов Д.Н., Беляева О.И. Когнитивный тренд в реализации третьей миссии университета // Высшее образование в России. 2019. T. 28. № 2. С. 117–133. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-2- 117-133