Влияние обучения в вузе на изменение ценностных ориентаций обучающихся
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-4-99-111
Аннотация
Ценностные ориентации молодёжи – тема, которая не теряет актуальности в повестке социально-гуманитарных наук и молодёжной политики. Социально-политическим и культурным ядром молодёжи, обладающим активностью и реактивностью, а также определённым интеллектуальным бэкграундом, является студенчество. Именно оно способно стимулировать социальные трансформации. Являясь агентом социализации, осуществляя не только образовательную деятельность, но и воспитательную работу, вуз способен влиять на ценности и характеристики учащихся. Статья представляет собой аналитический обзор данных уникального мониторинга, созданного и проводимого с 2015 г. в РУДН с целью оценки эффективности воспитательной работы в вузе. В 2015 и 2019 гг. при помощи онлайн-анкетирования были опрошены по 60% (метод основного массива) студентов 1-го и 4-го (выпускного) курсов соответственно, что представляет собой квази-панель. Теоретическая рамка обусловлена концепцией М. Рокича об инструментальных и терминальных ценностях, а также моделью Ю.А. Зубок и В.И. Чупрова о смысложизненных (терминальных) ценностях. Приведены данные, относящиеся к ценностным ориентациям российских студентов (терминальные) в контексте их изменения в ходе обучения в вузе, а именно вопросы патриотизма, жизненных ценностей, кумиров как образцов, к которым стремятся студенты, а также личностные характеристики, обусловливающие ценностные ориентации и другие характеристики личности (инструментальные ценности). Основной вывод: смысложизненные ценности и ценностные ориентации остаются практически неизменными по прошествии четырёх лет обучения, в то время как личностные характеристики подвержены воздействию в процессе обучения и воспитания; также вуз может воздействовать на такую ценность, как патриотизм, и на наличие кумира. Для студентов Российского университета дружбы народов вопросы патриотизма являются «сложными», а кумирами чаще всего являются либо члены семьи, либо вообще никто, что подтверждается данными и других опросов. Предложенная концептуальная модель мониторинга может быть интересна работникам других вузов и специалистам в области образования, работы с молодёжью и социологии молодёжи.
Ключевые слова
Об авторах
Ж. В. ПузановаРоссия
Пузанова Жанна Васильевна – д-р социол. наук, проф.
17198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6
Т. И. Ларина
Россия
Ларина Татьяна Игоревна – канд. социол. наук, доцент
Список литературы
1. Rokeach M. Beliefs, Attitudes, and Values: A Theory of Organization and Change. San Francisco : JosseyBass, Inc., 1968. (JosseyBass Behavioral Science Series). 214 p.
2. Rokeach M. The Nature of Human Values. N. Y.: Free Press, 1973. 438 p.
3. Rokeach M. Some Unresolved Issues in Theories of Beliefs, Attitudes and Values // Nebraska Symposium on Motivation, 1979. Vol. 27: Beliefs, Attitudes and Values / Ed. by H.E. Howe, M.M. Page. Lincoln, NE: University of Nebraska Press, 1980. P. 261–304.
4. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Смысложизненные ценности в культурном пространстве российской молодёжи // Научный результат. Социология и управление. 2018. Т. 4. № 3. DOI: 10.15838/esc.2019.6.66.14
5. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Молодёжь в культурном пространстве: саморегуляция жизнедеятельности. М.: Норма, 2020. 304 с. ISBN 978-5-00156-082-1
6. Назарова И.Б., Зеленская М.П. Брак, семья, обучение: установки и представления студентов // Социологические исследования. 2019. Т. 45. № 7. С. 78–89. DOI: 10.31857/S013216250005795-7
7. Скосарев С.А. Управление креативностью в современной организации // Инновационные технологии управления человеческими ресурсами / Под ред. А.А. Корсаковой, Е.С. Яхонтовой. М.: МЭСИ, 2012. С. 72–86.
8. Щербакова М.В. Диагностика уровней развития креативности у студентов-дизайнеров // Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Серия «Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии». 2013. № 4. C. 102–113.
9. Новоселя Н.В., Кокуева О.В. Оценка уровня общительности среди студентов медиков // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 8-2 (50). P. 130–132. DOI: 10.18454/IRJ.2016.50.227
10. Мартынов М.Ю., Габеркорн А.И. Как нам измерить патриотизм? К вопросу о концептуализации понятия // Вестник Пермского университета. Серия: Политология. 2019. № 4. DOI: 10.17072/2218-1067-2019-4-31-43
11. Москаленко И.В., Ахметгалеева З.М., Григоренко Н.Н. Патриотизм как базовая национальная ценность и её проявление у современных студентов // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 2 (75). C. 231–233.
12. Ильинский И.М., Луков В.А. Московские студенты: изменения ценностных ориентаций // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2020. Т. 20. № 1. С. 50–63. DOI: 10.22363/2313-2272-2020-20-1-50-63