Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Онлайн-курс: модели применения в образовательном процессе

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-4-120-130

Аннотация

В условиях цифровизации сферы образования и развития электронной педагогики как отрасли педагогической науки анализ моделей применения онлайн-курсов представляет  собой  перспективное  направление  научного  поиска  и  определяет  цель  данного исследования.  На  основе  анализа  научной  педагогической  литературы  выявлены  модели применения онлайн-курсов в образовательном процессе, реализуемом в традиционном (очном) формате. Автором изучены и обобщены различные подходы к выделению моделей интеграции онлайн-курсов в отечественной и зарубежной научной педагогической литературе и разработана типология моделей применения онлайн-курсов на основе выделения трёх критериев:  организация  образовательного  процесса  (характер  включения  онлайн-курса  в образовательный  процесс,  способ  организации  образовательного  процесса),  содержание традиционных и онлайн-компонентов в содержании обучения (изменение структуры образовательного процесса, форм и методов обучения), организация взаимодействия субъектов образовательного процесса (организация педагогической поддержки, организация педагогического взаимодействия субъектов). Данный подход позволил выделить тридцать четыре модели применения и интеграции онлайн-курсов. Каждая модель, реализуемая на практике, может быть определена однозначно при типологизации по одному признаку соответствующего критерия и относиться к нескольким типам при рассмотрении разных его признаков.

Об авторе

Н. В. Гречушкина
Рязанский институт (филиал) Московского политехнического университета
Россия

Гречушкина  Нина  Владимировна –  доцент
390000, г. Рязань, ул. Право-Лыбедская, 26/53 



Список литературы

1. Современные проблемы информатизации образования / И.Г. Захарова, М.П. Лапчик, Н.И. Пак, М.И. Рагулина; под ред. М.П. Лапчика. Омск : Изд-во ОмГПУ, 2017. 404 с.

2. Bowen W.G. Higher Education in the Digital Age. New Jersey, USA : Princeton University Press, 2013. 192 p.

3. Гречушкина Н.В. Онлайн-курс: определение и классификация // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 6. С. 125–134.

4. Велединская С.Б., Дорофеева М.Ю. Смешанное обучение: технология проектирования учебного процесса // Открытое и дистанционное образование. 2015. № 2 (58). С. 12–19.

5. Можаева Г.В. Массовые онлайн-курсы: новый вектор в развитии непрерывного образования // Открытое и дистанционное образование. 2015. № 2 (58). С. 56–65.

6. Семенова Т.В., Вилкова К.А. Типы интеграции массовых открытых онлайн-курсов в учебный процесс университетов // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 6 (112). С. 114–126. DOI: 10.15826/umpa.2017.06.080

7. Israel M.J. Effectiveness of Integrating MOOCs in Traditional Classrooms for Undergraduate Students // The International Review of Research in Open and Distance Learning. 2015. Vol. 16. No. 5. P. 133–160. DOI: 10.19173/irrodl.v16i5.2222

8. Kang S.J., Li Y., Tseng C. The Effect of Soft Classroom: A New Learning Environment Integrating MOOCs into Conventional Classrooms for College Students // ASEE 2016: Proceedings of ASEE Annual Conference & Exposition (New Orleans, USA, 26–29 June 2016). USA : ASEE, 2016. P. 165–179. DOI: 10.18260/p.26138

9. Delgado Kloos C., Muñoz-Merino P.J., Alario-Hoyos C., Ayres I.E. Mixing and Blending MOOC Technologies with Face-to-Face Pedagogies // IEEE EDUCON 2015: Proceedings of IEEE Global Engineering Education Conference (Tallinn, Estonia, 18–20 March 2015). Tallinn : IEEE, 2015. P. 967–971. DOI: 10.1109/EDUCON.2015.7096090

10. T oven-Lindsey B., Rhoads R.A., Lozano J.B. Virtually Unlimited Classrooms: Pedagogical Practices in Massive Open Online Courses // The Internet and Higher Education. 2015. Vol. 24. P. 1–12. DOI: 10.1016/j.iheduc.2014.07.001

11. Horn M.B., Staker H. The Rise of K-12 Blended Leaning. Washington, USA : Innosight Institute, 2011. 17 p. URL: https://www.christenseninstitute.org/wp-content/uploads/2013/04/The-rise-of-K-12-blended-learning.pdf (дата обращения: 18.03.2021).

12. Perez-Sanagustin M., Hilliger I., Alario-Hoyos C., Delgado Kloos C. H-MOOC framework: reusing MOOCs for hybrid education // Journal of Computing in Higher Education. 2017. Vol. 29. No. 1. P. 47–64.

13. Sandeen C. Integrating MOOCS into Traditional Higher Education: The Emerging “MOOC 3.0” Era // Change: The Magazine of Higher Learning. 2013. Vol. 45. No. 6. P. 34–39. DOI: https://doi.org/10.1080/00091383.2013.842103

14. Griffiths R., Chingos M., Mulhern C., Spies R. Interactive Online Learning on Campus: Testing MOOCs and other platforms in hybrid formats in the University System of Maryland. Maryland : ITHAKA, 2014. 79 p. DOI: https://doi.org/10.18665/sr.22522

15. Firmin R., Schiorring E., Whitme, J., Willett T. Case Study: Using MOOCs for Conventional College Coursework // Distance Education. 2014. Vol. 35. No. 2. P. 178–201. DOI: 10.1080/01587919.2014.917707

16. Holotescu C., Grosseck G., Cretu V., Naaji, A. Integrating MOOCs in Blended Courses // eLSE 2014: Proceedings of the 10th International Scientific Conference of eLearning and Software for Education (Bucharest, Romania 24–25 April 2014). Bucharest, 2014. P. 243–250. DOI: 10.12753/2066-026X-14-034

17. Bruff D.O., Fisher D.H., McEwen K.E., Smith B.E. Wrapping a MOOC: Student Perceptions of an Experiment in Blended Learning // Journal of Online Learning and Teaching. 2013. Vol. 9 (2). P. 187–199. URL: https://jolt.merlot.org/vol9no2/bruff_0613.htm (дата обращения: 18.03.2021).

18. Bates A.W. Teaching in a Digital Age. Guidelines for designing teaching and learning. Vancouver, B.C. : Tony Bates Associates Ltd., 2019. 617 p. URL: https://opentextbc.ca/teachinginadigitalage (дата обращения 30.12.2019).

19. Lazarus J. Hacking the MOOC: Towards a Postdigital Pedagogy of Critical Hope // Postdigital Science and Education. 2019. Vol. 1. P. 391–412. DOI: 10.1007/s42438-019-00063-w


Рецензия

Просмотров: 996


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)