Электронная обучающая платформа и педагогический мониторинг в условиях цифровой трансформации
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-4-131-138
Аннотация
В статье рассматривается влияние современных технологий, в том числе искусственного интеллекта, на качество критериально-диагностического аппарата системы педагогического мониторинга. Отмечается востребованность автоматизированных инструментов оценки уже имеющихся компетенций слушателя, необходимых для традиционного освоения дисциплины, а также автоматизированных диагностических систем для формирования индивидуального маршрута обучения в условиях цифровизации. Авторами разработаны методы обеспечения автоматизированного процесса педагогического мониторинга с технической и педагогической стороны, описываются принципы работы диагностических систем и приводятся примеры их реализации. Рассматриваются перспективы применения системы автоматизированного педагогического мониторинга в контексте кейс-технологий и проектной деятельности в условиях электронной среды, в частности, представлен метод экспертной оценки с использованием теории образов и машинного обучения. В статье утверждается, что электронная дидактика позволяет расширить спектр возможностей педагогического мониторинга в условиях цифровизации при сохранении принципов традиционной педагогики. Учитывая, что существует огромное многообразие раз[1]личных зарубежных и отечественных агрегаторов онлайн-курсов, авторы отмечают важность разработки технологии, которая обеспечит подборку курсов по запросу слушателя для сокращения временных затрат на этот процесс.
Об авторах
А. В. ХаперскаяРоссия
Хаперская Алена Васильевна – ст. преподаватель Школы инженерного предпринимательства
634034, г. Томск, ул. Ленина, 30
М. Г. Минин
Россия
Минин Михаил Григорьевич – д-р пед. наук, проф.
634034, г. Томск, ул. Ленина, 30
Список литературы
1. Wang Z., Zhu T. An efficient learning algorithm for improving generalization perfomance of radial basis function neural networks // Neural Net works. 2000. Vol. 13. № 4-5. P. 545–553. DOI: https://doi.org/10.1016/S0893-6080(00)00029-0
2. Schwenker F., Kestler H.A., Palm G. Three learning phases for radial basis function networks // Neural Networks. 2001. Vol. 14. No. 4-5. P. 439–458. DOI: 10.1016/s0893-6080(01)00027-2
3. Freitas S., Oliver M. Does E-learning Policy Drive Change in Higher Education? A case study relating models of organizational change to e-learning implementation // Journal of Higher Education Policy and Management. 2005. Vol. 27. № 1. P. 81–96. DOI: https://doi. org/10.1080/13600800500046255
4. Thakral S., Manhas P., Kumar C. Virtual Reality and M-Learning // International Journal of Electronics Engineering Research. 2010. Vol. 2. No. 5. P. 659–661. URL: https://www.ripublication. com/Volume/ijeerv2n5.htm (дата обращения: 19.03.2021).
5. Сингатулин Р.А., Грищенко Е.А. Применение мультиспектральных диагностических систем в виртуальной образовательной среде // Ин формационные технологии в обеспечении нового качества высшего образования: Сб. науч. ст. М. : ИЦПКПС, 2010. Кн. 2. С. 246–249.
6. Сердитова Н.Е., Лучинина Н.А., Павлова Л.С. Проектный подход к организации образовательной деятельности в университете // Высшее образование в России. 2017. № 5. С. 141–147.
7. Than C.M., Werner J.M. Designing and Evaluating ENLearning in Higher Education: A Review and Recommendations // Journal of Leader ship and Organizational Studies. 2005. Vol. 11. No. 2. P. 15–25. DOI: https://doi.org/10.1177/ 107179190501100203
8. Сегал А.П. «Цифра» и «цифровое общество» как симуляторы XXI века (о терминологической строгости при описании процессов коммуникации) // Профессиональное образование в современном мире. 2019. Т. 9. № 3. С. 2898–2908. DOI: https://doi.org/10.15%20372/PEMW20190302
9. Зарипова Р.С., О.А. Пырнова. Особенности и тенденции развития современного инженерного образования // Современные исследования социальных проблем. 2018. Т. 9. № 8-2. С. 43–46.
10. Бороненко Т.А., Федотова В.С. Педагогический мониторинг результативности исследовательской деятельности обучающегося: электронное портфолио // Высшее образование в России. 2017. № 5 (212). С. 118–122.
11. Бершадская М.Д., Серова А.В., Чепуренко А.Ю., Зима Е.А. Компетентностный подход к оценке образовательных результатов: опыт российского социологического образования // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 2. С. 38–50. DOI: https://doi.org/10.31992/0869- 3617-2019-28-2-38-50
12. Романова, М.Л., Карасёва А.Е. Инновационные методы диагностики поведенческого компонента компетенций и личностно-профессиональных качеств // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. 2016. № 2. С. 285–299.
13. Андреев А.А. Педагогика в информационном обществе, или Электронная педагогика // Высшее образование в России. 2011. № 11. С. 113–117.
14. Шапошникова, Т.Л., Подольская О.Н., Пастухова И.П. Современные модели и методы диагностики конкурентоспособности выпускника вуза // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. 2016. № 8. С. 385–398. 15. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Эйдос: Интернет-журнал. 2005. № 4. URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm