Балльно-рейтинговая система: достоинства и недостатки
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-4-139-145
Аннотация
Статья посвящена одной из актуальных проблем современного образования – оценке уровня знаний студентов с использованием балльно-рейтинговой системы. Анализируются различные подходы к определению данного феномена, и на основе их анализа авторы приходят к выводу, что использование БРС решает несколько важных задач. Во-первых, она помогает более тонко оценивать уровень знаний студентов за счёт увеличения максимального возможного количества баллов. Во-вторых, она даёт возможность оценить отдельные виды работы. В-третьих, БСР стимулирует студентов качественно работать по освоению нового в течение всего семестра. Авторы также проводят анализ недостатков данной системы оценки знаний. К таковым можно отнести: риск необъективной оценки; формирование индивидуализма, когда каждый заинтересован только в личном росте; доминирование письменной проверки над устным ответом и использование тестовых заданий, которые позволяют определить только исходный понятийный уровень дисциплины, не раскрывая проблемной, концептуальной глубины знаний, не выявляя студентов, мыслящих не[1]ординарно, творчески. Далее путём мысленного эксперимента рассматриваются различные педагогические ситуации, при которых формальное использование балльно-рейтинговой системы приводит к необъективным результатам. В статье предлагаются конкретные меры по совершенствованию балльно-рейтинговой системы для более объективной оценки сформированности компетенций у студентов высших учебных заведений: 1) на итоговое зачётное мероприятие запланировать не менее 50% от общего числа баллов; 2) на итоговую аттестацию выносить небольшое число вопросов, что позволит, с одной стороны, сэкономить время и силы студентов, а с другой – освоить материал на более глубоком уровне; 3) нужно вести двойной учёт – общее число баллов по БРС и оценка на итоговой аттестации по предмету; 4) необходимо предусмотреть возможность «переброски» баллов с одного вида работ на другой. В заключение авторы делают вывод, что балльно-рейтинговая система имеет свои достоинства и недостатки, и соблюдая вышеописанные правила, можно усилить первые и ослабить вторые. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что полный переход на БРС с отказом от традиционных методов проверки знаний представляется не[1]целесообразным.
Ключевые слова
Об авторах
Н. Н. МальцеваРоссия
Мальцева Наталья Николаевна – канд. филос. наук,
Россия 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85
В. Е. Пеньков
Россия
Пеньков Виктор Евгеньевич – д-р филос. наук
Россия 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85
Список литературы
1. Зубова Л.В., Ренер Е.И., Рожина Т.Д., Степанова О.С. Проблемы применения балльно-рейтинговой системы в вузе для контроля учебных достижений студентов // Педагогическое образование в России. 2016. № 10. С. 53–60.
2. Кочетова И.В. Балльно-рейтинговая система обучения студентов в вузе // Учебный эксперимент в образовании. 2016. № 1. С. 17–23.
3. Крамер С.М., Горина Ю.Е., Хомякова Н.В. О создании и введении балльно-рейтинговой системы (БРС) оценки знаний и достижений студентов в Университете машиностроения // Известия МГТУ «МАМИ». 2014. Т. 5. № 4 (22). С. 194–199.
4. Маркова С.В., Ханды М.В., Аммосова А.М., Артамонова С.Ю., Степанова Л.А., Мари нова Л.Г. Балльно-рейтинговая система оценки при подготовке студентов по дисциплине «Педиатрия» // Вестник Северо-восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. Серия «Медицинские науки». 2017. № 1 (06). С. 71–74.
5. Сазонов Б.А. Балльно-рейтинговые системы оценивания знаний и обучения качества учебного процесса // Высшее образование в России. 2012. № 6. С. 28–39.
6. Шарипов Т.Ф. Балльно-рейтинговая система как основа качественной подготовки студентов // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: Материалы Всероссийской научно-методической конференции (с международным участием). Оренбург: Университет, 2013. С. 1567–1571.
7. Сафронова М.А., Потороко И.Ю. Балльно-рейтинговая система оценки деятельности студентов: специфика, опыт внедрения // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2009. № 8 (141). С. 12–14.
8. Айтуганова Ж.И., Галиахметова А.Т., Артамонова Е.В. Балльно-рейтинговая система оценки знаний как средство повышения качества образования вузе // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 3 (19). С. 74–79.
9. Кальней В.А., Матвеева С.В. Проблема комплексной оценки качества профессиональной подготовки студентов в условиях компетентностного подхода // Вестник РМАТ. 2011. № 3 (3). С. 120–124.
10. Кузнецова Н.Л. Возможности балльно-рейтинговой системы для развития творческих способностей студентов // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. Вып. № 1. С. 63–64.
11. Рудакова О.В. Преимущества и недостатки балльно-рейтинговой системы в российской системе образования // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. 2016. № 3 (8). С. 60–62