Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Трансформация кадровой политики российских университетов - участников Проекта 5-100: кейс НИЯУ МИФИ

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-6-9-26

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматривается развитие управленческой практики в области кадровой политики и управления человеческими ресурсами (УЧР) в российских университетах под влиянием Проекта 5-100. Глобализация интенсифицировала процессы корпоративизации университетов и распространения практик эффективного менеджмента; национальные программы академического превосходства способствовали унификации этих практик и усилению принципа управления по результатам (performance-based governance) в высшем образовании в мире в целом. Всё это повлияло на трансформацию практик в области УЧР в университетах. Показано, что эти вопросы хотя и поднимаются в российских исследованиях академической среды, но носят фрагментарный характер, фокусируясь на отдельных аспектах и не формируя целостной картины трансформации системы УЧР в российских университетах. Данная работа преодолевает этот дефицит и описывает целостный кейс кадровой политики и системы УЧР в одном из ведущих российских вузов – Национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ».
Исследование проводилось среди 25 сотрудников НИЯУ МИФИ методом полуформализованных интервью. Для разных категорий сотрудников (топ-, мидл-менеджмент, рядовые сотрудники) было разработано четыре гайда, включающих более 25 вопросов, фокусирующихся на восприятии сотрудниками разных составляющих системы УЧР в университете. Проведённое исследование показало, что система УЧР в НИЯУ МИФИ значительно трансформировалась под воздействием Проекта 5-100: кадровая политика была формализована в верхнеуровневых стратегических документах; отстроились процессы, связанные с наймом и отбором иностранных сотрудников, в результате чего наблюдается значительный рост их числа; важную роль стали играть глобальные партнёры, формирующие заказ на реализацию программ развития кадров; создана комфортная среда для аппробации инициатив и предоставлены избыточные возможности профессионального развития. Ряд зафиксированных характеристик являются прямым или косвенным следствием участия университета в Проекте 5-100, свидетельствуя в целом о его положительном влиянии на кадровую политику и систему УЧР. Полученные результаты могут быть использованы в качестве оснований для формулирования рекомендаций по совершенствованию кадровой политики и системы УЧР в российских университетах как важной составляющей системы управления в целом.

Об авторах

Е. А. Другова
Национальный исследовательский Томский государственный университет; Тюменский государственный университет
Россия

Другова Елена Анатольевна - канд. филос. наук, M.Ed., директор НОЦ Институт передовых
технологий обучения, научный сотрудник сетевого исследовательского центра «Человек,
природа, технологии»

634050, Россия, г. Томск, пр. Ленина, 36

625003, Россия, г. Тюмень, ул. Ленина, 23



И. Б. Плешкевич
Национальный исследовательский Томский государственный университет; Тюменский государственный университет
Россия

Плешкевич Ирина Борисовна – аспирант кафедры социологии, мл. науч. сотрудник сетевого исследовательского центра «Человек, природа, технологии»

634050, Россия, г. Томск, пр. Ленина, 36

625003, Россия, г. Тюмень, ул. Ленина, 23



Т. В. Климова
Национальный исследовательский Томский государственный университет; Тюменский государственный университет
Россия

Климова Татьяна Владимировна - начальник управления персоналом, мл. науч. сотрудник
сетевого исследовательского центра «Человек, природа, технологии»

634050, Россия, г. Томск, пр. Ленина, 36

625003, Россия, г. Тюмень, ул. Ленина, 23



Список литературы

1. Stacey O., De Lazzari G., Grayson H., Griffin H., Jones E., Taylor A., Thomas D. The Globalization of Science Curricula // Tertium Comparationis. 2018. Vol. 3, Issue 2. P. 251–256. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-71532-2

2. Wolf M. Why Globalization Works. London: Yale University Press, 2004. 398 p.

3. Giroux D., Karmis D., Rouillard C. Between the managerial and the democratic university: governance structure and academic freedom as sites of political struggle // Studies in Social Justice. 2015. Vol. 9. Issue 2. P. 142–158. DOI: https://doi.org/10.26522/SSJ.V9I2.1149

4. Ридингс Б. Университет в руинах / Пер. с англ. А.М. Корбута. М.: ГУ-ВШЭ, 2010. 304 с.

5. Winter R. Academic manager or managed academic? Academic identity schisms in higher education // Journal of Higher Education Policy and Management. 2009. Vol. 31. Issue 2. P. 121–131. DOI: 10.1080/1360080090282583

6. Другова Е.А. Природа конфликта администраторов и научно-педагогических работников в российских университетах // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22. № 2. С. 72–82. DOI: https://doi.org/10.15826/umpa.2018.02.018

7. Nixon J. Higher education and the public good: Imagining the University. N.Y.: Continuum, 2011. 176 p.

8. Другова Е.А., Плешкевич И.Б. Специфические черты кадровой политики предпринимательского университета // Социология науки и технологий. 2020. Т. 11. № 4. С. 76–95. DOI: 10.24411/2079-0910-2020-14005

9. Фрумин И.Д., Салми Д. Российские вузы в конкуренции университетов мирового класса // Вопросы образования. 2007. № 3. С. 5–45. URL: https://vo.hse.ru/data/2010/12/31/1208181956/1.pdf (дата обращения: 05.05.2021).

10. Польдин О.В., Матвеева Н.Н., Стерлигов И.А., Юдкевич М.М. Публикационная активность вузов: эффект Проекта «5-100» // Вопросы образования. 2017. № 2. С. 10–35. DOI: 10.17323/1814-9545-2017-2-10-35

11. Яловега И.Е., Еремина С.Л. Проект «5-100» и интеграция России в международное образовательное пространство // Вестник Томского государственного университета. Сер. Экономика. 2016. № 2(34). С. 240–254. DOI: 10.17223/19988648/34/21

12. Балашов А.И., Хусаинова В.М. Проект «5-100»: погоня за глобальной конкурентоспособностью или инструмент перезагрузки национальной системы высшего образования? // Экономика и управление. 2016. № 10 (132). С. 79–86.

13. Манжула В.Г. Совершенствование нормативно-правовой базы Проекта 5-100 в части оценки качества образования // Политика, государство и право. 2015. № 10 (46). С. 20–23. URL: http://politika.snauka.ru/2015/10/3453 (дата обращения: 01.03.2021).

14. Шибанова Е. Ю., Платонова Д. П., Лисюткин М. А. Проект 5-100: динамика и паттерны развития университетов // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22. № 3. С. 32–48. DOI: https://doi.org/10.15826/umpa.2018.03.025

15. Другова Е.А., Блинов В.Н., Калачикова О.Н., Климова Т.В., Попова Е.В., Смирнова О.С. Скрытые и явные лидеры изменений в университетах. Обзор конференции «HR-тренд 2018. Партизаны перемен» // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22. № 5. С. 111–117. URL: https://www.umj.ru/jour/article/view/200 (дата обращения: 05.05.2020).

16. Суховерова Д.В. Корпоративная культура российских университетов в рамках Проекта «5-100» // Коммуникология: электронный научный журнал. 2017. Т. 2. № 4. С. 45–51.

17. Науменко О.Н. Идея и содержание «Проекта 5-100»: из опыта Тюменского государственного университета // Гуманизация образования. 2015. № 6. С. 51–56.

18. Берестов А.В., Гусева А.И., Калашник В.М., Каминский В.И., Киреев С.В., Садчиков С.М. Проект «национальный исследовательский университет» – драйвер российского высшего образования // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 6. С. 22-34. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-6-22-34

19. Берестов А.В., Гусева А.И., Калашник В.М., Каминский В.И., Киреев С.В., Садчиков С.М. Вклад в Проект 5-100 национальных исследовательских и федеральных университетов // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 10. С. 30–45. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-10-30-45

20. Колычев В.Д., Белкин И.О., Удовидченко Р.С. Специфика и результативность программ развития управленческих компетенций кадрового резерва // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 11. С. 134–143. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-11-134-143


Просмотров: 91


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)