Дополнительное образование детей с особыми потребностями и ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации: концепция национального мониторинга
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-6-27-34
Аннотация
Процесс функционирования инклюзивного образования в мире развивается с разной скоростью. В Российской Федерации инклюзивное образование реализуется в первую очередь на уровне школы, но одним из важнейших аспектов социализации является дополнительное образование, и в этой связи потребности детей с ограниченными возможностями здоровья остаются во многом нерешённым вопросом. Концепция национального мониторинга дополнительного образования детей с особыми потребностями и ограниченными возможностями здоровья находится в центре фокуса данной статьи и обладает высокой степенью новизны. В статье представлен проект инструментария мониторинга субъектов Российской Федерации по вопросам осуществления дополнительной образовательной деятельности для детей с особыми потребностями и ограниченными возможностями здоровья, который включает восемь блоков: структура организаций, осуществляющих реализацию дополнительных образовательных программ для детей в каждом субъекте Российской Федерации; реализация дополнительных образовательных программ для детей с особыми потребностями и ограниченными возможностями здоровья в субъектах страны по разным направлениям; материально-техническое обеспечение организаций; кадровое обеспечение и профессиональная подготовка специалистов, осуществляющих реализацию дополнительных образовательных программ для детей с особыми потребностями и ограниченными возможностями; информация о реализуемых дополнительных образовательных программах для детей с особыми потребностями и ограниченными возможностями; типичные препятствия, возникающие в ходе деятельности, организуемой субъектами, осуществляющими реализацию дополнительных образовательных программ для детей с особыми потребностями и ограниченными возможностями; информационные ресурсы и система межведомственного взаимодействия при реализации дополнительных образовательных программ для детей, в том числе с особыми потребностями и ограниченными возможностями здоровья; финансовые вопросы. Также предполагается фиксация наличия либо отсутствия регионального центра дополнительного образования детей, его официального наименования, количества подведомственных организаций, реализующих в соответствующем субъекте Российской Федерации дополнительные образовательные программы по различным направлениям: искусство, спорт, наука, социология и педагогика, технические науки, туризм и краеведение, интеллектуальные игры. Эта статья может быть полезна экспертам, изучающим проблемы инклюзии.
Об авторах
Ж. В ПузановаРоссия
Пузанова Жанна Васильевна – д-р социол. наук, проф., кафедра социологии
117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6
М. А. Симонова
Россия
Симонова Мария Александровна – д-р истор. наук, директор Института сравнительной образовательной политики
117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6
В. М. Филиппов
Россия
Российский университет дружбы народов (РУДН)
117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6
Т. И. Ларина
Россия
Ларина Татьяна Игоревна – канд. социол. наук, доцент кафедры социологии
117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6
Список литературы
1. Kochetova, T.A. (2007). Dopolnitel’noe obrazovanie invalidov v kontekste social’nykh transformatsii. Avtoref. diss. … kand. sotsiol. nauk [Additional Education for People with Disabilities in the Context of Social Transformations: Cand. Sci. Thesis (Sociology)]. Moscow, 160 p. (In Russ.).
2. Meshcheryakova, N.N., Rogotneva, E.N. (2017). The Practice of Teaching Students with Disabilities in Russian Higher Education System. Sotsiodinamika [Sociodynamics]. No. 9, pp. 46-57, doi: 10.7256/2409-7144.2017.9.21181 (In Russ., abstract in Eng.).
3. Zhuravleva, Zh.I., Pavlova, A.S. (2018). The Relevance of Improving the Methodological Competence of a Teacher of Additional Education for Children with Special Needs and Disabilities. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of Modern Teacher Education]. No. 60 (3), pp. 126-129 (In Russ., abstract in Eng.).
4. Zalyaeva, A.V. (2015). Comparative Analysis of Attitudes Towards People with Disabilities in Russia and in Europe (Pilot Study). Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i sotsial’nye peremeny = Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. No. 2 (126), pp. 113-119, doi: https://doi.org/10.14515/monitoring.2015.2.09. (In Russ., abstract in Eng.).
5. Puzanova, Zh.V., Larina, T.I., Vakorina, L.Yu. (2017). Expert Assessment of the Readiness to Introduce the Federal Educational Standard for Primary General Education for Students with Disabilities in Moscow and the Moscow Region. Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika = Society: Sociology, Psychology, Pedagogy. No. 12, doi: https://doi.org/10.24158/spp.2017.12.2 (In Russ., abstract in Eng.).
6. Vakorina, L.Y., Prikhodko, O.G., Yugova, O.V., (2019). Psychological-Medical-Pedagogical Commissions in the Context of Inclusive Education: Key Evaluation Indicators. Vestnik rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Sotsiologiya = RUDN Journal of Sociology. No. 19 (4), pp. 814-824, doi: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2019-19-4-814-824 (In Russ., abstract in Eng.).
7. Vakorina, L.Yu. (2019) Inklyuzivnoe obrazovanie v Rossii: mekhanizmy upravleniya i povysheniya effektivnosti: Avtoref. diss. … kand. sotsiol. nauk [Inclusive Education in Russia: Mechanisms of Management and Efficiency Improvement: Cand. Sci. Thesis (Sociology)]. Moscow, 221 p. (In Russ.).
8. Khubulava, G.G. (2017). Disabled Child and the Society: Relationships and Socialization. Pediatric Traumatology, Orthopaedics and Reconstructive Surgery. Vol. 3, no. 5, pp. 66-73, doi: https://doi.org/10.17816/PTORS5368-73 (In Russ., abstract in Eng.).
9. Bengtsson, S., Datta Gupta, N. (2017). Identifying the Effects of Education on the Ability to Cope with a Disability among Individuals with Disabilities PloS One. Vol. 12, no. 3, e0173659, doi: 10.1371/journal.pone.0173659
10. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated 29.08.2013, No.1008 «Approval of the Procedure for the Organization and Implementation of the Activities Related to Additional Educational Programs». Available at: https://rg.ru/2013/12/11/obr-dok.html (accessed 12.12.2020). (In Russ.).
11. Puzanova, Zh.V., Trotsyuk, I.V., Vitkovskaya, M.I. (2007.) Praktikum po kursu “Metodologiya i metodika sotsiologicheskikh issledovanii” [Workshop for the Course «Methodology of Sociological Studies»]. Moscow: Vysshee obrazovanie i nauka Publ., 272 p. (In Russ.).