Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Компетенции и «электронная» педагогическая культура преподавателя высшей школы в постпандемическом мире

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-6-80-96

Аннотация

В период вынужденного удалённого обучения, вызванного угрозой распространения коронавирусной инфекции, российским университетским преподавателям, так же, как и их зарубежным коллегам, пришлось в кратчайшие сроки приобрести новые умения в области информационных технологий и организации занятий исключительно в электронном режиме. Однако изменения в структуре деятельности преподавателей не ограничились только информационной и методической компетенциями. Актуальность настоящего исследования состоит в проверке гипотезы о возникновении нового типа педагогической культуры преподавателя, характеризующегося особым осознанием гуманистической и социальной роли педагога в ходе реализации электронного обучения. Целью является исследование контентного наполнения нового типа педагогической культуры, а также её структурных компонентов, в качестве которых выступают компетенции, наличие которых актуализировалось в период пандемии. В исследовании использовались теоретические (изучение и анализ научных публикаций по вопросам компетенций преподавателей, особо востребованных в период пандемии, синтез, систематизация, сравнение и др.) и эмпирические (беседа, анкетирование, наблюдение) методы исследования. Проведённое эмпирическое исследование, а также анализ отечественных и зарубежных публикаций показывают, что, несмотря на краткосрочность удалённого обучения, преобразования в педагогической культуре имеют характер качественного скачка и имеют глобальный характер, так как затронули преподавателей во всех странах. Это позволяет заявлять о возникновении нового типа педагогиче- ской культуры, а именно «электронной» педагогической культуры преподавателя высшей школы, которая является закономерным результатом развития «базовой» культуры и характеризуется изменением приоритетов в структуре и содержании составляющих её блоков компетенций. В статье проведено сравнение реальных изменений в структуре личности преподавателя с прогнозами относительно «компетенций будущего», а также с «информационной педагогической культурой», которая, как считается, возникла в процессе проникновения информационных технологий в образовательный процесс. Научная новизна исследования состоит в обосновании возможности преобразования «базовой» педагогической культуры преподавателя под влиянием внешних и внутренних факторов. В теоретическом плане исследование расширяет научное представление о сущности педагогической культуры преподавателя, закономерностях её развития и преобразования, а также её компетентностной структурной организации.

Об авторе

Т. Е. Исаева
Ростовский государственный университет путей сообщения
Россия

Исаева Татьяна Евгеньевна – д-р пед. наук, проф., зав. кафедрой

344038, г. Ростов-на-Дону, пл. Ростовского Стрелкового Полка Народного Ополчения, 2



Список литературы

1. Копытова Н.Е. Инновационные компетенции преподавателя вуза // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2013. № 1 (21). С. 28–33.

2. Guillén-Gámez F.D., Mayorga-Fernández M.J., Bravo-Agapito J. et al. Analysis of Teachers’ Pedagogical Digital Competence: Identification of Factors Predicting Their Acquisition // Tech Know Learn. 2020. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2014.12.017

3. Артюшина Л.А., Спирина Т.В., Троицкая Е.А. Компьютерные технологии в науке и образовании: Учеб.-практ. пособие. Владимир : Изд-во ВлГУ, 2018. 228 с.

4. Исаева Т.Е., Колесниченко А.Н., Котляренко Ю.Ю. и др. Современные цифровые и информационно-коммуникационные технологии формирования универсальных компетенций обучающихся университета в процессе преподавания иностранных языков: коллективная монография / ФГБОУ ВО РГУПС. Ростов-н/Д, 2020. 232 с.

5. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя : Учеб. пособие для студ. высш. Учеб. заведений. М. : Академия, 2002. 208 с.

6. Исаева Т.Е. Педагогическая культура преподавателя как условие и показатель качества образовательного процесса в высшей школе. Дис. … докт. пед. н. Ростов-н/Дону, 2003. 412 с.

7. Elfrianto E., Dahnial I., Tanjung B. The competency analysis of principal against teachers in conducting distance learning in COVID-19 pandemic // Jurnal Tarbiyah. 2020. Vol. 27. No. 1. P. 156–171. DOI: 10.30829/tar.v27i1.704

8. Blašková M., Blaško R., Jankalová M., Radoslav J. Key Personality Competences of University Teacher: Comparison of Requirements Defined by Teachers and/Versus Defined by Students // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014. No. 114. Р. 466–475. DOI: 10.1016/j.sbspro.2013.12.731

9. König J., Jäger-Biela D.J., Glutsch N. Adapting to online teaching during COVID-19 school closure: teacher education and teacher competence effects among early career teachers in Germany // European Journal of Teacher Education. 2020. Vol. 43. No. 4. P. 608–622. DOI: 10.1080/02619768.2020.1809650

10. Competence: Inquiries into its Meaning and Acquisition in Educational Settings / E.C. Short (Ed.). Lanham etc.: University Press of America, 1984. Vol. VI. 185 p.

11. Исаева Т.Е. Компетенции студентов и преподавателей высшей школы: способы формирования и оценивания / Ростов. гос. ун-т путей сообщения. Ростов н/Д, 2010. 152 с.

12. Guàrdia L., Witthauss G., Padilla B., Guàrdia L., Girona C. Next generation pedagogy: IDEAS for online and blended higher education. Barcelona : Universitat Oberta de Cataluny. 2016. URL: https://empower.eadtu.eu/images/fields-of-expertise/Course__Curriculum/Next_Generation_Pedagogy.pdf (дата обращения: 16.05.2021).

13. Вайндорф-Сысоева М.Е. Виртуальная образовательная среда как неотъемлемый компонент современной системы образования // Вестник ЮУрГУ. 2012. № 14. С. 86–91.

14. Yavich R., Starichenko B. Design of Education Methods in a Virtual Environment // Journal of Education and Training Studies. 2017. Vol. 5. No. 9. P. 176–186. DOI: 10.11114/jets.v5i9.2613

15. Усачева О.В., Черняков М.К. Оценка готовности вузов к переходу к цифровой образовательной среде // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 5. С. 53–62. DOI: https:// doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-5-53-62

16. Михайлов О.В., Денисова Я.В. Дистанционное обучение в российских университетах: «шаг вперёд, два шага назад»? // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 10. С. 65–76. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-10-65-76

17. Занкова Е.Ю., Ящук Е.В. Формирование информационной культуры современного преподавателя высшей школы // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2012. Спецвыпуск № 1. С. 24–28.

18. Rapanta Ch., Botturi L., Goodyear P., Guàrdia L., Koole M. Online University Teaching During and After the Covid-19 Crisis: Refocusing Teacher Presence and Learning Activity // Postdigital Science and Education. 2020. No. 2. P. 923–945. DOI: https://doi.org/10.1007/s42438-020-00155-y

19. Sudarmo M. Teacher’s leadership competency in managing online instruction during the pandemic disruption in Indonesia // Nidhomul Haq: Jurnal Manajemen Pendidikan Islam. Vol. 5. No. 3. Tahun 2020. DOI: https://doi.org/10.31538/ndh.v5i3.1018

20. Wardoyo C., Firmansyah R., Sunaryanto, Maruf Nuris D.M., Galih Satriyo Wicaksono M. Contribution of Teacher Competence (Pedagogy and Personality) in Teaching Practice during the Covid-19 Pandemic and 4.0 Era // Technium. Social Sciences Journal. Technium Science. 2020. Vol. 14. No. 1. P. 66–78. URL: https://techniumscience.com/index.php/socialsciences/article/view/1795 (дата обращения: 16.05.2021).

21. Гафуров И.Р., Ибрагимов Г.И., Калимуллин А.М., Алишев Т.Б. Трансформация обучения в высшей школе во время пандемии: болевые точки // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 10. С. 101–112. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-10-101-112

22. Москвина Н.Б., Фишман Б.Е. Профессиональная деятельность преподавателя вуза: ценностно-временные коллизии // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 7. С. 144–155. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-7-144-155

23. Исаева Т.Е. Оценочная компетенция вузовского преподавателя: содержание и смысл // Высшее образование в России. 2014. № 10. С. 106–112.

24. Исаева Т.Е. Дистанционное обучение в экстремальных условиях: проблемы готовности и педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогические науки. 2020. № 4. С. 38–49.


Рецензия

Просмотров: 1011


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)