Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Лекция-презентация как инструмент внедрения инноваций в вузе

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-6-97-107

Аннотация

С учётом богатого опыта применения мультимедийных презентаций в качестве учебного инструмента в высшей школе, в целях внедрения новых подходов и разработки методологии назрела необходимость определить сильные и слабые стороны существующих практик, в особенности выявить эмоциональное отношение студентов высшей школы к существующим лекциям-презентациям в учебном процессе и определить соответствующие возможности улучшения практики применения интерактивных и визуальных образовательных инструментов.
Эмпирической основой исследования явились результаты анкетирования студентов 2–4-х курсов бакалавриата Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России в 2019–2020 уч. году. В опросе приняли участие 404 респондента. Для обработки полученных данных использовались программы Google Forms и Microsoft Office Excel, общенаучные методы (сравнение, обобщение), методы статистического анализа, а также контент-анализ.
Проведённое эмпирическое исследование показало высокий уровень удовлетворённости студентов объёмом и эффективностью применяемых в учебном процессе мультимедийных презентаций, а также подтвердило теоретические представления о преимуществах и ограничениях линейных по форме презентаций, которые доминируют в образовательной среде. Критические замечания включали ошибки дизайна, перенасыщенность визуальным материалом, рассинхронизацию активностей и недостатки в поведении оратора. Среди новых приёмов работы с материалами презентаций было отмечено фотографирование слайдов. Важным наблюдением стал выраженный студентами запрос на самодостаточность визуального ряда и получение доступа к материалам презентации.
Были выявлены перспективы и возможности преобразования привычных лекций и учебной среды в целом с учётом существующего опыта проведения презентаций в вузе; предложены пути решения возникающих проблем с восприятием и усвоением материала студентами и даны конкретные рекомендации по организации широкого круга занятий с визуальным и интерактивным компонентами. На сегодняшний день это, в первую очередь, удалённые онлайн-курсы (MOOC, e-learning) и новые формы организации аудиторных занятий (“перевёрнутый класс”).

Об авторах

Н. А. Остроглазова
Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД
Россия

Остроглазова Наталия Александровна - преподаватель кафедры английского языка

Author ID: 752814

119454, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, 76



Н. В. Старостина
Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД
Россия

Старостина Наталья Викторовна - ст. преподаватель кафедры английского языка

Author ID: 680606

119454, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, 76



Список литературы

1. Mayer R.E. Cognitive Theory of Multimedia Learning // The Cambridge Handbook of Multimedia Learning / R.E. Mayer (Ed). New York : Cambridge University Press, 2005. Ch. 3. P. 31–48. DOI: 10.1017/CBO9780511816819.004

2. Leslie K.C., Low R., Jin P., Sweller J. Redundancy and Expertise Reversal Effects When Using Educational Technology to Learn Primary School Science // Educational Technology Research & Development. 2012. Vol. 60. Issue 1. P. 1–13. DOI: 10.1007/s11423-011-9199-0

3. Li J., Antonenko P.D., Wang J. Trends and Issues in Multimedia Learning Research in 1996–2016: A Bibliometric Analysis // Educational Research Review. 2019. Vol. 28. P. 1–21. DOI: 10.1016/j.edurev.2019.100282

4. Liu Y., Jang B.G., Roy-Campbell Z. Optimum Input Mode in the Modality and Redundancy Principles for University ESL Students’ Learning // Computers & Education. 2018. Vol. 127. P. 190–200. DOI: 10.1016/j.compedu.2018.08.025

5. Le Y., Liu J., Deng C., Dai D.Y. Heart Rate Variability Reflects the Effects of Emotional Design Principle on Mental Effort in Multimedia Learning // Computers in Human Behavior. 2018. Vol. 89. P. 40–47. DOI: 10.1016/j.chb.2018.07.037

6. Mayer R.E. Incorporating Motivation into Multimedia Learning // Learning and Instruction. 2017. Vol. 29. P. 171–173. DOI: 10.1016/j.learninstruc.2013.04.003

7. Stull A.T., Fiorella L.R., Mayer E. An Eye- Tracking Analysis of Instructor Presence in Video Lectures // Computers in Human Behavior. 2018. Vol. 88. P. 263–272. DOI: 10.1016/j.chb.2018.07.019

8. Wang J., Antonenko P. Instructor Presence in Instructional Video: Effects on Visual Attention, Recall, and Perceived Learning // Computers in Human Behavior. 2017. Vol. 71. P. 79–89. DOI: 10.1016/j.chb.2017.01.049

9. Fiorella L., Mayer R.E. What Works and Doesn’t Work with Instructional Video // Computers in Human Behavior. 2018. Vol. 89. P. 465–470. DOI: 10.1016/j.chb.2018.07.015

10. Antonenko P., Dawson K., Cheng L., Wang J. Using Technology to Address Individual Differences in Learning // Handbook of Research on Educational Communications and Technology / M.J. Bishop, J. Elen, V. Svihla, E. Boling. (Eds). 5th edition. New York : Springer Science, 2019. P. 51–63.

11. Wiley J., Sanchez C.A., Jaeger A.J. The Individual Differences in Working Memory Capacity Principle in Multimedia Learning // The Cambridge Handbook of Multimedia Learning / R.E. Mayer (Ed). 2nd edition. New York : Cambridge University Press, 2014. P. 598–620. DOI: 10.1017/CBO9781139547369.029

12. Kim S., Lombardino L.J. Multimedia Learning: Contributions of Learners’ Verbal Abilities and Presentation Modalities // International Journal of Learning, Teaching and Educational Research. 2019. Vol. 18. No. 1. P. 76–91. DOI: 10.26803/ijlter.18.1.6

13. Tsai M.-J., Wu A.-H., Chen Y. Static and Dynamic Seductive Illustration Effects on Textand-Graphic Learning Processes, Perceptions, and Outcomes: Evidence from Eye Tracking // Applied Cognitive Psychology. 2019. Vol. 33. Issue 1. P.109–123. DOI: 10.1002/acp.3514

14. Baker J.P., Goodboy A.K., Bowman N.D., Wright A.A. Does Teaching with PowerPoint Increase Students’ Learning? A Meta-Analysis // Computers & Education. 2018. Vol. 126. P. 376–387. DOI: 10.1016/j.compedu.2018.08.003

15. Bolkan S. Facilitating Student Attention with Multimedia Presentations: Examining the Effects of Segmented PowerPoint Presentations on Student Learning // Communication Education. 2018. Vol. 68. Issue 1. P. 1–19. DOI: 10.1080/03634523.2018.1517895

16. Kim H. Impact of Slide-Based Lectures on Undergraduate Students’ Learning: Mixed Effects of Accessibility to Slides, Differences in Note-taking, and Memory Term // Computers & Education. 2018. Vol. 123. P. 13–25. DOI: 10.1016/j.compedu.2018.04.004

17. Stеhl M., Kaihovirta H. Exploring Visual Communication and Competences through Interaction with Images in Social Media // Learning, Culture and Social Interaction. 2019. Vol. 21. P. 250–266. DOI: 10.1016/j.lcsi.2019.03.003

18. Костромина С.Н., Гнедых Д.С. Лекция-презентация: выбор визуальных средств // Открытое образование. 2015. № 4. C. 73–80. DOI: 10.21686/1818-4243-2015-4(111-73-80

19. Раицкая Л.К., Тихонова Е.В. Soft skills в представлении преподавателей и студентов российских университетов в контексте мирового опыта // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2018. Т. 15. № 3. С. 350–363. DOI: 10.22363/2313-1683-2018-15-3-350-363

20. Ledbetter A.M., Finn A.N. Perceived Teacher Credibility and Students’ Affect as a Function of Instructors’ Use of PowerPoint and Email // Communication Education. 2017. Vol. 67. Issue 1. P. 1–21. DOI: 10.1080/03634523.2017.1385821

21. Волкова С.В. Феноменология электронных образовательных технологий // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. Т. 8. № 1. C. 93–106. DOI: 10.15293/2226-3365.1801.06

22. Lassiter D.G., Geers A., Munhall P.J., Ploutz-Snyder R.J., Breitenbecher D.L. Illusory Causation: Why It Occurs // Psychological Science. 2002. Vol. 13. No. 4. P. 299-305. DOI: 10.1111/j.0956-7976.2002..x

23. Davis R.O. The Impact of Pedagogical Agent Gesturing in Multimedia Learning Environments: A Meta-Analysis // Educational Research Review. 2018. Vol. 24. P. 193–209. DOI: 10.1016/j.edurev.2018.05.002

24. Witherby A.E., Tauber S.K. The Current Status of Students’ Note-Taking: Why and How Do Students Take Notes? // Journal of Applied Research in Memory and Cognition. 2019. Vol. 8. Issue 2. P. 139–153. DOI: 10.1016/j.jarmac.2019.04.002

25. Polyakova-Norwood V. Waking up from “PowerPoint-Induced Sleep”: Effective Use of Power-Point for Teaching // USC College of Nursing. 2009. URL: http://cgi.csulb.edu/~nmatza/powerpoint/HSc411BAssign/Course%20Docs/%20%20HSc425%20%20Docs/ppt.tips.ppt (дата обращения: 13.05. 2021).

26. Zhao Y., Wang A., Sun Y. Technological Environment, Virtual Experience, and MOOC Continuance: A Stimulus–Organism–Response Perspective // Computers & Education. 2020. Vol. 144. DOI: 10.1016/j.compedu.2019.103721

27. Шестак Н.В. Лекция в вузе в контексте компетентностного подхода // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 8-9. C. 43–53. DOI: 10.31992/0869-3617-2018-27-8-9-43-53


Рецензия

Просмотров: 1288


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)