Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Развитие нравственного иммунитета у студенческой молодёжи

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-6-132-143

Аннотация

В статье обсуждается проблема развития нравственного иммунитета у студенческой молодёжи. Авторы отмечают недостаточную разработанность данной темы в современной психолого-педагогической науке, хотя в современных условиях массированного воздействия на сознание молодого поколения разнонаправленных социальных факторов и влияний она приобретает повышенную значимость. Предлагается авторский подход к трактовке понятия «нравственный иммунитет» как особого личностного новообразования, выполняющего функции обеспечения психологической резистентности к негативным факторам, способным нарушить нормальный ход развития и социализации личности, а также создания основы для формирования у неё устойчивой нравственной позиции по отношению к другим людям и самой себе. В структуре нравственного иммунитета выделены ценностный, чувственный и нравственный компоненты. На материале эмпирического исследования студентов разной профессиональной направленности показано, что последние два компонента характеризуются определённой рассогласованностью своих проявлений. Раскрываются некоторые направления работы со студентами, обеспечивающие развитие у них нравственного иммунитета в образовательной среде вуза.

Об авторах

Ю. А. Бубнов
Воронежский государственный университет
Россия

Бубнов Юрий Александрович – д-р филос. наук, проф., проректор по контрольно-аналитической и административной работе, декан факультета философии и психологии

394006, г. Воронеж, Университетская пл., 1



О. Б. Мазкина
Воронежский государственный университет
Россия

Мазкина Ольга Борисовна – канд. пед. наук, ст. преподаватель кафедры педагогики и педагогической психологии

394006, г. Воронеж, Университетская пл., 1

 



Список литературы

1. Кудзилов Д.А. Теория нравственного иммунитета. URL: http://www.sadon.ru/details/publications/block_teor_nrav_immun (дата обращения: 20.05.2021).

2. Зайнутдинова А.Р. Формирование нравственного иммунитета средствами народного художественного творчества // Вестник НЦБЖД. 2010. № 3. С. 7–13.

3. Бойко О.В. Сказка как основа для формирования нравственного иммунитета личности ребёнка // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития / Отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова. М. : Институт психологии РАН, 2017. С. 898–902.

4. Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. 1995. № 2. С. 47–57.

5. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М. : Терра, 1999. 399 с.

6. Бережная И.Ф., Мазкина О.Б. Воспитывающая среда образовательной организации как условие становления личности будущего специалиста // Антропоцентрические науки в образовании: коллективная монография по материалам X Международной научно-практической конференции 13-14 ноября 2019 г. (Россия, Китай, Греция). Воронеж : Научная книга, 2019. С. 181–188.

7. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Нравственность. М.; Воронеж : МПСИ : МОДЭК, 2008. 334 с.

8. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. М. : Трикста : Акад. проект, 2013. 419 с.

9. Фомина О.Е. Духовно-нравственное воспитание личности студентов в системе высшего образования // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 5. URL: https://www.science-education.ru/en/article/view?id=6973 (дата обращения: 20.05.2021).

10. Эриксон Э. Детство и общество: Пер. англ. СПб. : Летний сад, 2000. 416 с.

11. Фромм Э. Психоанализ и этика. М. : Республика, 1993. 415 с.


Рецензия

Просмотров: 645


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)