Развитие нравственного иммунитета у студенческой молодёжи
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-6-132-143
Аннотация
В статье обсуждается проблема развития нравственного иммунитета у студенческой молодёжи. Авторы отмечают недостаточную разработанность данной темы в современной психолого-педагогической науке, хотя в современных условиях массированного воздействия на сознание молодого поколения разнонаправленных социальных факторов и влияний она приобретает повышенную значимость. Предлагается авторский подход к трактовке понятия «нравственный иммунитет» как особого личностного новообразования, выполняющего функции обеспечения психологической резистентности к негативным факторам, способным нарушить нормальный ход развития и социализации личности, а также создания основы для формирования у неё устойчивой нравственной позиции по отношению к другим людям и самой себе. В структуре нравственного иммунитета выделены ценностный, чувственный и нравственный компоненты. На материале эмпирического исследования студентов разной профессиональной направленности показано, что последние два компонента характеризуются определённой рассогласованностью своих проявлений. Раскрываются некоторые направления работы со студентами, обеспечивающие развитие у них нравственного иммунитета в образовательной среде вуза.
Об авторах
Ю. А. БубновРоссия
Бубнов Юрий Александрович – д-р филос. наук, проф., проректор по контрольно-аналитической и административной работе, декан факультета философии и психологии
394006, г. Воронеж, Университетская пл., 1
О. Б. Мазкина
Россия
Мазкина Ольга Борисовна – канд. пед. наук, ст. преподаватель кафедры педагогики и педагогической психологии
394006, г. Воронеж, Университетская пл., 1
Список литературы
1. Кудзилов Д.А. Теория нравственного иммунитета. URL: http://www.sadon.ru/details/publications/block_teor_nrav_immun (дата обращения: 20.05.2021).
2. Зайнутдинова А.Р. Формирование нравственного иммунитета средствами народного художественного творчества // Вестник НЦБЖД. 2010. № 3. С. 7–13.
3. Бойко О.В. Сказка как основа для формирования нравственного иммунитета личности ребёнка // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития / Отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова. М. : Институт психологии РАН, 2017. С. 898–902.
4. Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. 1995. № 2. С. 47–57.
5. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М. : Терра, 1999. 399 с.
6. Бережная И.Ф., Мазкина О.Б. Воспитывающая среда образовательной организации как условие становления личности будущего специалиста // Антропоцентрические науки в образовании: коллективная монография по материалам X Международной научно-практической конференции 13-14 ноября 2019 г. (Россия, Китай, Греция). Воронеж : Научная книга, 2019. С. 181–188.
7. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Нравственность. М.; Воронеж : МПСИ : МОДЭК, 2008. 334 с.
8. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. М. : Трикста : Акад. проект, 2013. 419 с.
9. Фомина О.Е. Духовно-нравственное воспитание личности студентов в системе высшего образования // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 5. URL: https://www.science-education.ru/en/article/view?id=6973 (дата обращения: 20.05.2021).
10. Эриксон Э. Детство и общество: Пер. англ. СПб. : Летний сад, 2000. 416 с.
11. Фромм Э. Психоанализ и этика. М. : Республика, 1993. 415 с.