Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Образовательная политика Казахстана в условиях миграции молодёжи

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-6-156-168

Полный текст:

Аннотация

Образовательная миграция во многом определяет динамику и характер экономического развития страны. В этом контексте возрастающей проблемой для Казахстана является регулирование образовательной миграции в условиях жёсткой конкуренции на международном рынке образовательных услуг. Проведён обзор публикаций, который показал, что вопросы регулирования образовательной эмиграции недостаточно широко освещены в научном дискурсе, в частности, необходима разработка её политико-правовых аспектов. Актуальность данного исследования определяется постепенным расширением образовательных контактов Казахстана с другими странами и необходимостью выявления конкурентных преимуществ зарубежных образовательных систем перед национальной системой высшего образования Казахстана. Статья посвящена рассмотрению основных мотивов, причин и последствий образовательной миграции из Казахстана. Проанализирована деятельность органов власти и способы регулирования молодёжной миграции; разработаны новые методы регулирования внешних миграционных процессов и даны рекомендации по минимизации рисков, связанных с оттоком молодёжи из страны. Для выявления основных тенденций развития образовательной миграции из Казахстана исследование проводилось на основе сбора информации путём анкетирования казахстанских студентов, об- учающихся в России (183 человека), а также её детальной обработки и контент-анализа. Результаты исследования выявили основные причины динамичного роста образовательной эмиграции: высокое качество образования за рубежом, доступность обучения в вузах России, комфортные условия обучения и проживания для казахстанцев и др. Предложены рекомендации для органов власти по регулированию образовательной миграции, которые могут быть использованы и для других стран, сталкивающихся с проблемой оттока молодёжи за рубеж с целью получения образования. Результаты этой работы могут быть полезны учёным и преподавателям, занимающимся исследованиями различных аспектов образовательной политики Казахстана.

Об авторах

В. Ю. Леденева
Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН; Российский университет дружбы народов
Россия

Леденева Виктория Юрьевна - д-р социол. наук, доцент, главный научный сотрудник - руководитель отдела, ведущий научный сотрудник

119333, г. Москва, ул. Фотиевой, 6, стр. 1

117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

 



О. В. Ломакина
Московский педагогический государственный университет; Российский университет дружбы народов
Россия

Ломакина Ольга Валентиновна - д-р филол. наук, проф.

119991 Москва, ул. Малая Пироговская, 1, стр. 1

117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6



А. М. Джунусов
Университет НАРХОЗ
Казахстан

Джунусов Адиль Мавленович - д-р полит. наук, проф.

050035, Казахстан, г. Алматы, ул. Жандосова, 55



Б. Т Бегасилов
Университет НАРХОЗ
Казахстан

Бегасилов Бакытжан Тастыбаевич - докторант

050035, Казахстан, г. Алматы, ул. Жандосова, 55



Список литературы

1. Eisenstadt S.N. Institutionalisation of immigrant behavior // Human Relations. 1952. No. 5. P. 373–395. DOI: https://doi.org/10.1177%2F001872675200500404

2. Gonzales N.L. Family organization in five types of migratory wage labor // American Anthropologist. 1961. Vol. 63. No. 6. P. 1264–1280. DOI: https://doi.org/10.1525/aa.1961.63.6.02a00070

3. Beech S. International Student Mobility: A Critical Overview // Abebe T., Waters J., Skelton T. (Eds). Laboring and Learning. Springer, Singapore, 2015. DOI: https://doi.org/10.1007/978-981-4585-97-2_10-1

4. Odoardi I., Muratore F. The role of human capital after the crisis in Italy: a regional analysis // Socio-Economic Planning Sciences. 2019. vol. 66 (C). Р. 58–67. DOI: 10.1016/j.seps.2018.07.002

5. Salt J. International Movements of the Highly Skilled // OESD Social, Employment and Migration Working Papers. 1997. No. 3. Р. 44. DOI: https://dx.doi.org/10.1787/104411065061

6. Tan J. Introduction // The International Mobility of Students in Asia and the Pacific. Paris : UNESCO, 2013. P. 1–5. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000226219 (дата обращения: 24.05.2021).

7. Qing Zh. Theoretical Analysis of the Chinese PhD Human Capital Acquisition: Factors, Mechanisms and Frameworks // Literacy Information and Computer Education Journal (LICEJ). 2010. Vol. 1. Issue 3. September. P. 151–158. DOI: 10.20533/licej.2040.2589.2010.0022

8. Dustmann C., Fadlon I., Weiss Y. Return migration, human capital accumulation and the brain drain // Journal of Development Economics. 2011. vol. 95. No. 1. P. 58–67. DOI: https:// doi.org/10.1016/j.jdeveco.2010.04.006

9. Bijwaard G.E., Wang Q. Return migration of foreign students // European Journal of Population. 2016. vol. 32. No. 1. P. 31–54. DOI: https:// doi.org/10.1007/s10680-015-9360-2

10. Кононов Л.А. Миграционная политика России: проблемы и пути их решения // Аналитические обзоры Института научных исследований и информации РАГС при Президенте РФ: периодическое издание (открытая серия). М. : Изд-во РАГС, 2010. № 4 (14). 34 с.

11. Суворова В.А., Бронников И.А. Международная образовательная миграция как «ресурс мягкой силы» в эпоху глобализации // Управление. 2019. № 4. С. 131–139. DOI: https://doi.org/10.26425/2309-3633-2019-4-131-139

12. Трегубова Н.Д., Стариков В.С. Образовательная миграция и этносоциальные конфликты в вузах России, Украины и США // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2017. № 1. С. 121–139. DOI: 10.14515/monitoring. 2017.1.08

13. Рязанцев С.В. Трудовая миграция в странах СНГ и Балтии. М. : Формула права, 2008. 28 с.

14. Леденева В.Ю. Интеллектуальная миграция: мировые и российские тенденции // Высшее образование в России. 2014. № 2. C. 106–113.

15. Рыбаковский Л.Л. Классификация миграции: основания и таксоны // Народонаселение. 2016. № 3 (73). С. 4–16

16. Ащеулова Н.А., Душина С.А. Мобильная наука в глобальном мире / Ред. В.М. Ломовицкая. CПб. : Нестор-История, 2014. 224 с.

17. Антощук И.А., Леденева В.Ю. Из России в Великобританию: о механизмах миграции молодых учёных в области компьютерных наук // Социологические исследования. 2019. № 2. С. 108–118. DOI: 10.31857/S013216250004015-9

18. Маратова А.М., Яковенко Н.В., Кайрлиева Г.Е., Афонин Ю.А., Утегенова К.Т., Воронин В.В. Академическая мобильность как фактор устойчивости системы высшего образования (на примере Республики Казахстан) // Юг России: экология, развитие. 2019. Т. 14. № 3. C. 118–130. DOI: 10.18470/1992-1098-2019-3-118-130

19. Толеуов Ж.С. Регулирование внешних миграционных процессов молодёжи в странах Центральной Азии (Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан) // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2020. Т. 15. № 1. С. 33–43. DOI: https://doi. org/10.21603/2500-3372-2020-5-1-33-43

20. Рахимбекова Б. Современные тенденции образовательной миграции в Российской Федерации // Вестник КазНУ. Серия философии, культурологии и политологии. 2019. № 2 (68). С. 251–262.


Просмотров: 65


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)