Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Профессиональная аспирантура: международный опыт и российский контекст

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-10-9-21

Аннотация

Диверсификация аспирантских программ сегодня является глобальным трендом. Университеты в разных странах мира предлагают программы, которые различаются по форматам обучения, типу подготовки, характеристикам целевой аудитории и возможным рынкам трудоустройства после выпуска. В России аспирантура существует в унифицированном формате, ориентируясь прежде всего на академический рынок. В последнее время всё чаще проводятся дискуссии о необходимости расширения диапазона программ и линейки степеней в российском образовательном ландшафте. В данной статье мы предлагаем анализ программ профессиональных степеней за рубежом: в ответ на какие запросы и потребности они появились, как реализуются, в каких форматах существуют. Кроме того, мы рассматриваем российский опыт реализации профессиональных аспирантских программ, анализируем существующие возможности и барьеры для их развития в России. На основе проведённого анализа делается вывод об актуальности развития программ профессиональной аспирантуры в России, целесообразности упрощения условий для их реализации и легитимизации особых требований к оформлению диссертационных работ, имеющих прикладную ориентацию.

Об авторах

Б. И. Бедный
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Россия

Бедный Борис Ильич – доктор физико-математических наук., профессор, директор Института аспирантуры и докторантуры

603950, г. Нижний Новгород, просп. Гагарина, 23, корп. 2



С. К. Бекова
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Бекова Сауле Каэржановна – PhD, научный сотрудник Центра социологии высшего образования Института образования

101000, г. Москва, Потаповский пер., 16, стр. 10



Н. В. Рыбаков
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Россия

Рыбаков Николай Валерьевич – кандидат социологических наук, зам. начальника отдела Института аспирантуры и докторантуры

603950, г. Нижний Новгород, просп. Гагарина, 23, корп. 2



Е. А. Терентьев
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Терентьев Евгений Андреевич – кандидат социологических наук, директор Центра социологии высшего образования Института образования

101000, г. Москва, Потаповский пер., 16, стр. 10



Н. А. Ходеева
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Россия

Ходеева Надежда Александровна – аспирант

603950, г. Нижний Новгород, просп. Гагарина, 23, корп. 2



Список литературы

1. Терентьев Е.А., Кузьминов Я.И., Фрумин И.Д. Наука без молодёжи? Кризис аспирантуры и возможности его преодоления. М. : НИУ ВШЭ, 2021. 48 с. URL: https://ioe.hse.ru/pubs/share/direct/469469362.pdf (дата обращения: 03.09.2021).

2. Бедный Б.И., Кузенков О.А. Интегрированные программы подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации // Интеграция образования. 2017. Т. 21. № 4. С. 637–650. DOI: 10.15507/1991-9468.089.021.201704.637-650

3. Рудской А.И., Боровков А.И., Романов П.И., Киселева К.Н. «Кандидат инженерии» – учёная степень, востребованная временем // Высшее образование в России. 2017. № 10 (216). С. 109–121.

4. Бедный Б.И. Об индустриальной аспирантуре (комментарий к статье) // Высшее образование в России. 2017. №10 (216). С. 122–124.

5. Тесленко В.А., Мельников Р.М. Перспективы развития индустриальной аспирантуры в России // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 5. C. 157–167. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-5-157-167

6. Бедный Б.И., Миронос А.А., Рыбаков Н.В. Как российская аспирантура выполняет свою главную миссию: наукометрические оценки // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 10. С. 9–24. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-10-9-24

7. Бекова С.К., Джафарова З.И. Кому в аспирантуре жить хорошо: связь трудовой занятости аспирантов с процессом и результатами обучения // Вопросы образования. 2019. №. 1. C. 87–108. DOI: 10.17323/1814-9545-2019-1-87-108

8. Gruzdev I., Terentev E. Life after PhD: What Careers Do PhD Students in Russia Consider? // Higher Education in Russia and Beyond. 2016. No. 3 (9). P. 20–21.

9. Михалкина Е.В., Скачкова Л.С., Герасимова О.Я. Академическая или неакадемическая карьера: какой выбор делают аспиранты федеральных университетов? // Terra Economicus. 2019. № 17 (4). С. 148–173. DOI: 10.23683/2073-66062019-17-4-148-173

10. Kot F.C., Hendel D.D. Emergence and growth of professional doctorates in the United States, United Kingdom, Canada and Australia: A comparative analysis // Studies in Higher Education. 2012. Vol. 37 No. 3. P. 345–364. DOI: 10.1080/03075079.2010.516356

11. Melloe-Bourne R., Robinson C., Metcalfe J. Provision of professional doctorates in English HE institutions. Careers Research & Advisory Centre (CRAC) Ltd. January 2016. URL: https://research.edgehill.ac.uk/ws/files/21774575/Professional_doctorates_CRAC.pdf (дата обращения: 03.09.2021).

12. Potolea D., Toma S., Mosoiu O. Emergence of a new type of doctorate; professional doctorate // Studia Doctoralia. 2012. Vol. 1. №. 1-2. P. 7–25. DOI: https://doi.org/10.47040/sd/sdpsych.v1i1-2.1

13. Lunt I. Review of Professional Doctorates. National Qualifications Authority (Ireland). October. ESCalate, 2006. 35 p. URL: http://dera.ioe.ac.uk/id/eprint/12998 (дата обращения: 03.09.2021).

14. Jones M. Contemporary trends in professional doctorates // Studies in Higher Education. 2018. Vol. 43. No. 5. P. 814–825. DOI: 10.1080/03075079.2018.1438095

15. Fenge L.A. Professional doctorates – A better route for researching professionals? // Social Work Education. 2009. Vol. 28. № 2. P. 165–176. DOI: 10.1080/02615470701865733

16. Usher R. A diversity of doctorates: fitness for the knowledge economy? // Higher Education Research & Development. 2002. Vol. 21. № 2. P. 143–153. DOI: 10.1080/07294360220144060

17. Huisman J., Naidoo R. The professional doctorate: From Anglo-Saxon to European challenges // Higher Education Management and Policy. 2006. Vol. 18. №. 2. P. 1–13. DOI: https://doi.org/10.1787/hemp-v18-art11-en

18. Germain-Alamartine E., Moghadam-Saman S. Aligning doctoral education with local industrial employers’ needs: A comparative case study // European Planning Studies. 2020. Vol. 28. № 2. P. 234–254. DOI: 10.1080/09654313.2019.1637401

19. Australian Research Council (ARC) and Graduate Careers Council of Australia (GCCA). Career paths for PhD graduates: A scoping study. Prepared by the Graduate Careers Council of Australia. Canberra: ARC, 1999.

20. The scientific century: securing our future prosperity // The Royal Society. 2010. March 09. URL: https://royalsociety.org/topics-policy/publications/2010/scientific-century/ (дата обращения: 03.09.2021).

21. Lester S. Conceptualizing the practitioner doctorate // Studies in Higher Education. 2004. Vol. 29. № 6. P. 757–770. DOI: 10.1080/0307507042000287249

22. Boud D., Tennant M. Putting doctoral education to work: challenges to academic practice // Higher Education Research & Development. 2006. Vol. 25. № 3. P. 293–306. DOI: 10.1080/07294360600793093

23. Gibbons M., Limoges C., Nowotny H., Schwartzman S., Scott P., Trow M. The new production of knowledge: The dynamics of science and research in contemporary societies. London : Sage, 1994. 179 p.

24. Lee H., Miozzo M., Laredo P. Career Patterns and Competences of PhDs in Science and Engineering in the Knowledge Economy: The Case of Graduates from a UK Research-Based University // Research Policy. 2010. Vol. 39. No. 7. P. 869– 881. URL: https://ideas.repec.org/a/eee/respol/v39y2010i7p869-881.html (дата обращения: 03.09.2021).

25. Archbald D. The emergence of the nontraditional doctorate: A historical overview // New Directions for Adult and Continuing Education. 2011. Vol. 2011. No. 129. P. 7–19. DOI: 10.1002/ace.396

26. Taylor J. Quality and standards: The challenge of the professional doctorate // Higher Education in Europe. 2008. Vol. 33. № 1. P. 65–87. DOI: 10.1080/03797720802228191

27. Maxwell T. W., Shanahan P.J. Towards a reconceptualization of the doctorate: issues arising from comparative data relating to the EdD degree in Australia // Studies in Higher Education. 1997. Vol. 22. No. 2. P. 133–150. DOI: 10.1080/03075079712331381004

28. Neumann R. Doctoral differences: Professional doctorates and PhDs compared // Journal of Higher Education Policy and Management. 2005. Vol. 27. No. 2. P. 173–188. DOI: 10.1080/13600800500120027

29. Bekova S. Does employment during doctoral training reduce the PhD completion rate? // Studies in Higher Education. 2021. Vol. 46. No. 6. P. 1068– 1080. DOI: 10.1080/03075079.2019.1672648

30. Бекова С.К. Благополучие аспирантов: обзор исследований и практик // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2020. № 3. С. 422–44. DOI: https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.3.1635

31. Powell S., Long E. Professional Doctorate Awards in the UK. London: UK Council for Graduate Education, 2005. 71 p.

32. Кашина М.А. Негативные последствия реформирования российской аспирантуры: анализ и пути минимизации // Высшее образование в России. 2020. №. 8-9. С. 55–70. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-8-9-55-70

33. Губа К.С., Соколов М.М., Соколова Н.А. Динамика диссертационной индустрии в России: 2005–2015 гг. Изменил ли новый институциональный трафарет академическое поведение? // Экономическая социология. 2020. №21 (3). С. 13–46. DOI: 10.17323/1726-3247-2020-3-13-46

34. Nerad M., Heggelund M. (Ed.). Toward a global PhD? Forces and forms in doctoral education worldwide. University of Washington Press, 2011. 344 р.

35. Усманов М.Р., Шушкин М.А., Назаров М.Г., Крылов П.А. Барьеры, препятствующие эффективному взаимодействию российских университетов и бизнес-компаний // Университетское управление: практика и анализ. 2021. Т. 25. № 1. С. 83–93. DOI: 10.15826/umpa.2021.01.006

36. Kehm B. M. Reforms of Doctoral Education in Europe and Diversification of Types // Cardoso, S., Tavares, O., Sin, C., Geraldo Carvalho, M.T. (Eds.). Structural and Institutional Transformations in Doctoral Education. Palgrave Macmillan, Cham, 2020. P. 85–104.

37. Nerad M. Governmental Innovation Policies, Globalisation, and Change in Doctoral Education Worldwide: Are Doctoral Programmes Converging? Trends and Tensions // Cardoso S., Tavares O., Sin C., Carvalho T. (Eds). Structural and Institutional Transformations in Doctoral Education. Palgrave Macmillan, Cham, 2020. P. 43–84. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-38046-5_3


Рецензия

Просмотров: 1120


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)