Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

И снова о понятии “learning” в русскоязычном академическом дискурсе

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-10-53-62

Аннотация

Будучи одним из основных понятий дидактики, термин learning в публикациях многих российских исследователей переводится с помощью двух слов: «обучение» и «учение». Это кажется странным, так как эти два слова в русском языке не являются синонимами и, более того, в традиционной российской дидактике этими терминами принято обозначать абсолютно разные явления: обучением называют целостный процесс, включающий в себя деятельность обучающего (преподавание) и деятельность учащегося или студента, которую, в свою очередь, принято называть учением. Исходя из положения о том, что англоязычные понятия, используемые в международном академическом общении, должны быть адаптированы к национальной терминологии, традиционно сложившейся в дидактике той или иной страны, автор доказывает, что русским эквивалентом понятия learning может быть только один, а именно термин «учение», а единственно правильными вариантами перевода фразы the shift from teaching to learning и термина student-centred learning будут «сдвиг / переход от преподавания к учению» и «студентоцентрированное учение». Анализ ряда дидактических понятий, широко используемых в публикациях зарубежных учёных-педагогов, позволил также сделать вывод о том, что студентоцентрированное учение является высшей точкой развития студентоцентрированного подхода, который в настоящее время превалирует в европейских странах. Это новый тип учения, при котором студент становится истинным субъектом своей деятельности и активным участником целостного процесса обучения, ставящим в центр своего внимания собственные интересы и потребности. В то же время ошибочная замена слова «учение» на «обучение», присутствующая в русскоязычном академическом дискурсе, не позволяет российским исследователям проблем дидактики высшей школы ясно увидеть суть этого нового типа учения.

Об авторе

М. А. Иванова
Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского
Россия

Иванова Марина Авенировна – кандидат педагогических наук, доцент

398020, г. Липецк, ул. Ленина, 42



Список литературы

1. Полякова Т.Ю. Проблемы толкования инженерно-педагогической терминологии в международном общении // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 5. С. 104–109.

2. Байденко В.И., Селезнёва Н.А. Обеспечение качества высшего образования: современный опыт (статья 2) // Высшее образование в России. 2017. № 11 (217). С. 122–136.

3. Гребнев Л.С. Learning как «обучение»: особенности национальной терминологии (Комментарий к статьям В.И. Байденко, Н.А Селезнёвой) // Высшее образование в России. 2017. № 12 (218). С. 133–135.

4. Фёдорова Н.В., Лапчинская В.П. Англо-русский учебно-педагогический словарь: около 2000 терминов с толкованиями. М. : ООО «Издат-Школа», 1998. 160 с.

5. Байденко В.И., Селезнёва Н.А. Оптика взгляда на будущее (статья 3) // Высшее образование в России. 2017. № 12 (218). С. 120–132.

6. Байденко В.И. Болонский процесс: в преддверии третьего десятилетия // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 11. С. 136–148. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-11-136-148

7. Кисель О.В., Дубских А.И., Бутова А.В. Трудности применения студентоцентрированного подхода в российском высшем образовании // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 8/9. С. 95–103. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-8-9-95-103

8. Лукашенко М.А. Селф-менеджмент студента как основа результативности е-Learning // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 2. С. 61–70. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-2-63-73

9. Романова Г.М., Ердакова В.П., Мазниченко М.А. Реализация академических прав студентов: Россия в Болонском процессе // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 1. С. 34– 45. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-1-34-45

10. Longman Dictionary of Contemporary English. Pearson Education Limited, 2009. 2082 p.

11. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. М. : Школа-Пресс, 1997. 512 с.

12. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. М. : Педагогическое общество России, 1998. 640 с.

13. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М. : Логос, 2007. 384 с.

14. Attard A., Di Iorio E., Geven K., Santa R. Student-Centred Learning. Toolkit for students, staff and higher education institutions ESU. The European Students’ Union. Brussels, October 2010. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED539501.pdf (дата обращения: 12.09.2021).

15. Attard A., Di Iorio E., Geven K., Santa R. Student Centered Learning. An Insight into Theory and Practice. Bukarest: Education International, European Student’s Union, 2010. 82 p. URL: http://www.ehea.info/Upload/document/consultive/esu/2010_T4SCL_An_Insight_Into_Theory_And_Practice_565074.pdf (дата обращения 12.09.2021).

16. Lathan J. Complete Guide to Teacher-Centered vs. Student-Centered Learning // University of San Diego. URL: https://onlinedegrees.sandiego.edu/teacher-centered-vs-student-centeredlearning/ (дата обращения 12.09.2021)

17. Mascolo M.F. Beyond Student-Centered and Teacher-Centered Pedagogy: Teaching and Learning as Guided Participation // Pedagogy and the Human Sciences. 2009. Vol. 1. No. 1. P. 3–27.

18. McMillan F.C. Student-Centered Learning Strategies. Teaching Strategies. 2020. July. URL: https://www.teachhub.com/teaching-strategies/2020/07/student-centered-learning-strategies/ (дата обращения 12.09.2021).

19. Oinam S. Student-Centered Approach to Teaching and Learning in Higher Education for Quality Enhancement // IOSR Journal of Humanities and Social Science (IOSR-JHSS). 2017. Vol. 22. Issue 6. Ver. 13. P. 27–30. DOI: 10.9790/0837-2206132730

20. O’Neill G., McMahon T. Student-centred learning: What does it mean for students and lecturers? // O’Neill, G., Moore S., Mc Mullin B. (Hrsg.). Emerging issues in the practice of university learning and teaching. Dublin: AISHE, 2005. P. 27–36.

21. Serin H. A Comparison of Teacher-Centered and Student-Centered Approaches in Educational Settings // International Journal of Social Sciences and Educational Studies. 2018. Vol. 5. No. 1. P. 164–167. DOI: 10.23918/ijsses.v5i1p164

22. Taylor J. What is student centredness and is it enough? // The International Journal of the First Year in Higher Education. 2013. Vol. 4. No. 2. P. 39–48. DOI: https://doi.org/10.5204/intjfyhe.v4i2.168

23. Wulf C. «From Teaching to Learning»: Characteristics and Challenges of a Student-Centered Learning Culture // Mieg H.A. (Ed). InquiryBased Learning – Undergraduate Research. Springer, Cham, 2019. P. 47–55. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-14223-0_5


Рецензия

Просмотров: 495


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)