СТАТЬЯ ОТОЗВАНА: Использование цифрового портфолио при оценивании профессиональных компетенций будущих учителей
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-10-87-98
Аннотация
В настоящее время цифровые технологии широко применяются на всех уровнях образования и эффективно используются при решении очень многих методических задач (обучающих, демонстрационных, моделирующих, учебно-игровых и др.). В данном исследовании информационные технологии рассматриваются как важный элемент оценивания профессиональных компетенций студентов педагогических факультетов во время прохождения педагогической практики в школе. Под информационными технологиями в статье подразумеваются различные устройства, позволяющие документально зафиксировать процесс приобретения первого профессионального опыта и провести его объективный анализ. Под цифровым портфолио понимаются все файлы и электронные документы, созданные студентами в процессе прохождения производственной практики. Целью данного исследования является анализ преимуществ и недостатков использования цифрового портфолио в процессе оценивания профессиональных компетенций студентов и формулирование рекомендаций для реализации всего потенциала данной технологии. В качестве материала исследования был использован опыт швейцарских педагогов, которые на протяжении нескольких лет применяют цифровое портфолио для анализа результатов педагогической практики студентов. Особое внимание в статье уделяется роли цифрового портфолио для развития навыков рефлексии, самоанализа и самооценки будущих педагогов.
Об авторе
Н. В. ТихоноваРоссия
Тихонова Наталия Владимировна – старший преподаватель
ул. Кремлёвская, 18, Казань, 420008
Список литературы
1. Bélair L.M., Coen P.-F. Evaluation et autoévaluation. De Boeck, Bruxelles, 2015, 288 p.
2. Yahua S.A., Mansor R., Abdullah M.H. Analysis of Teaching Practice Assessment Methods for Pre-Service Teachers // International Journal of Academic Research in Business and Social Sciences. 2017. Vol. 7. No. 3. P. 890–903. DOI: 10.6007/IJARBSS/v7-i3/2957
3. Kaldi S., Xafakos E. Student teachers’ school teaching practice: The relation amongst perceived self-competence, motivation and sources of support // Teaching and Teacher Education. October 2017. Vol. 67. P. 246–258. DOI: 10.1016/j.tate.2017.05.019
4. Эрнст Г.Г. Развитие профессиональной рефлексии будущего учителя в период педагогической практики // Нижегородское образование. 2019. № 4. С. 26–32.
5. Загвоздкин В.К. Роль портфолио в учебном процессе. Некоторые психолого-педагогические аспекты (на основе материалов зарубежных источников) // Психологическая наука и образование. 2004. Т. 9. № 4. С. 5–10.
6. Темербекова А.А., Джанабилова С.А. Различные подходы к определению понятия «цифровое портфолио студента» // Научно-педагогическое обозрение. 2018. № 3 (21). С. 122–128. DOI: 10.23951/2307-6127-2018-3-122-128
7. Гостин А.М., Панюкова С.В. Создание и ведение карьерного веб-портфолио студента // Высшее образование в России. 2014. № 4. С. 126–130.
8. Бороненко Т.А., Федотова В.С. Педагогический мониторинг результативности исследовательской деятельности обучающегося: электронное портфолио // Высшее образование в России. 2017. № 5 (212). С. 118–122.
9. Новикова Т.Г., Пинская М.А., Прутченков А.С. Учительский портфолио студента-педагога // Вопросы образования. 2005. № 4. С. 174–189.
10. Balagtas M., Ubina M.M. Looking Through the Digital Portfolios of Teachers at Different Career Stages: Lessons and Reasons // AsTEN Journal of Teacher Education. 2018. Special Issue No. 1. P. 1–13.
11. Курбацкий В.Н. Цифровой след в образовательном пространстве как основа трансформации современного университета // Вышэйшая школа. 2019. № 5 (133). С. 40–45. URL: http://elib.bsu.by/handle/123456789/239268 (дата обращения: 12.09.2021).
12. Степаненко А.А., Фещенко А.В. «Цифровой след» студента: поиск, анализ, интерпретация // Открытое и дистанционное образование. 2017. № 4 (68). С. 58–62. DOI: 10.17223/16095944/68/9
13. Hefhaf J., Rebord N. Dispositif d’évaluation de la pratique enseignante sur traces audiovisuelles. Évaluer // Journal international de recherche en éducation et formation. 2020. Numéro Horssérie 1. Р. 155–163. URL: https://journal.admee.org/index.php/ejiref/article/view/228/131 (дата обращения: 12.09.2021).
14. Coen P.-F., Sieber M., Lygoura S. Apports des terminaux numériques dans le processus d’(auto) évaluation d’enseignants en formation // Jorro A., Droyer N. (Eds). L’évaluation, levier pour l’enseignement et la formation. Bruxelles, Belgique : De Boeck, 2018. Р. 117–130.
15. Tessaro W. (2020). Le portfolio numérique en formation des enseignants : quels enjeux d’une démarche dialogique ? Évaluer // Journal inter national de recherche en éducation et formation. 2020. Vol. 6. No. 1. Р. 51–62. URL: https://journal.admee.org/index.php/ejiref/article/view/245/150 (дата обращения: 12.09.2021).
16. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства и профессионального саморазвития. М. : Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2014. 416 с.
17. Зеер Э.Ф., Степанова Л.Н. Портфолио как инструментальное средство самооценивания учебно-профессиональных достижений студентов // Образование и наука. 2018. Т. 20. № 6. С. 139– 157. DOI: 10.17853/1994-5639-2018-6-139-157
18. Birgin O., Baki A. The Use of Portfolio to Assess Student’s Performance // Journal of Turkish science education. 2007. Vol. 4. Issue 2. September. P. 75–90.
19. Исаева Т.Е. Оценочная компетенция вузовского преподавателя: содержание и смысл // Высшее образование в России. 2014. № 10. С. 106–112.