Вузовская философия: требуется перезагрузка
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-10-99-107
Аннотация
Философская подготовка студентов высшей школы призвана выполнять целый ряд возложенных на неё обществом и государством функций. Однако в последнее время она стала терять востребованность у большинства участников образовательного процесса, поскольку вузовская философия слабо реагирует на современные вызовы, в первую очередь речь идёт о компетентностном подходе и цифровизации. Преподавателям предстоит модернизировать содержание, способы и формы реализации дисциплины, чтобы повысить её привлекательность в сознании студентов, а также востребованность обществом и государством. Один из возможных путей обновления курса философии – целевая переориентация на освоение обучающимися универсальных компетенций, прописанных в государственных образовательных стандартах. В таком случае философский контент становится средством достижения этой цели, а философское наследие – теоретической основой овладения соответствующими компетенциями. Представлен опыт Казанского федерального университета, где с недавнего времени курс философии стал инструментом формирования компетенции «системное и критическое мышление». Обладая рядом когнитивных достоинств, цифровой формат философской подготовки сопряжён с риском недостижимости полноценной реализации ценностно-воспитательного потенциала философии. Минимизировать этот риск можно посредством смешанного формата преподавания философии. C целью усиления востребованности философии в вузе автор предлагает ряд способов повышения роли и значения философии в сознании обучающихся.
Об авторе
М. Д. ЩелкуновРоссия
Щелкунов Михаил Дмитриевич – доктор философских наук, профессор, академик Академии наук Республики Татарстан, директор Института социально-философских наук и массовых коммуникаций
420008, г. Казань, ул. Кремлёвская, 18
Список литературы
1. Щелкунов М.Д. Возможно ли философское образование в эпоху Интернета? // Философия и будущее цивилизации : Тезисы докладов и выступлений IV Российского Философского Конгресса. (Москва, 24–28 мая 2005 г.). Т. 2. М. : Современные тетради, 2005. С. 395–396.
2. Орлов М.О. Многомерность цифровой среды в обществе риска // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия : Психология. Философия. Педагогика. 2019. Т. 19. Вып. 2. С. 155–161. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2019-19-2-155-161
3. Dewey J. How We Think. Boston : D.C. Heath & Co. Publishers, 1910. URL: http://archive.org/details/howwethink000838mbp (дата обращения: 24.09.2021).
4. Hitchcock D. Critical Thinking // The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Fall 2020 Edition) / Edward N. Zalta (Ed.). URL: https://plato.stanford.edu/archives/fall2020/entries/criticalthinking/ (дата обращения: 24.09.2021).
5. Defining the critical thinking // The Foundation for Critical Thinking. URL: https://www.criticalthinking.org/pages/defining-criticalthinking/766 (дата обращения: 24.09.2021).
6. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб. : Питер, 2000. 512 с.
7. Никулина Т.В., Стариченко Е.Б. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление // Педагогическое образование в России. 2018. № 8. С. 107–113. DOI: 10.26170/po18-08-15
8. Баева Л.В. Человек и техника: амбивалентность электронной культуры // «Бытие-вмире» электронной культуры. СПб. : Реноме, 2020. C. 57–71.
9. Щелкунов М.Д. Для чего необходимо философское образование // Философское образование. Вестник Ассоциации философских факультетов и отделений. 2011. Вып. 1. М.-СПб., С. 77–80.