Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Пути к успешности в образовании: поведенческие стратегии студенчества в региональных вузах России

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-11-64-80

Аннотация

В статье рассматриваются поведенческие стратегии студентов региональных российских вузов, ориентированные на достижение образовательной успешности. Ситуация неопределённости в современной высшей школе показана в качестве социального контекста, определяющего вариативность поведенческих стратегий студенчества. Фактором, оказывающим существенное влияние на исследуемый феномен, становится изменение представлений основных образовательных общностей (педагогов и студентов) об образовательной успешности: расширение спектра её составляющих, дифференциация по различным группам студенческой молодёжи, ориентация на внеобразовательные блага и ценности, которые могут быть получены выпускниками вузов в будущем за счёт образовательного капитала. На материалах эмпирического исследования, проведённого в вузах Свердловской области в 2019–2021 гг., дана характеристика поведенческих стратегий достижения образовательной успешности, реализуемых студентами уральских университетов. Отмечено, что стратегии достижения успешности в образовании начинают формироваться ещё в довузовский период, в рамках перехода от школы к вузу. Сделан вывод о том, что в вузовский период в ответ на новые цели и трудности в обучении различные группы студентов вырабатывают четыре типа поведенческих стратегий: традиционную, инновационную, имитационную и стратегию «ухода».

Об авторах

П. А. Амбарова
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина
Россия

Амбарова Полина Анатольевна – д-р социол. наук, проф.

620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19



Г. Е. Зборовский
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина
Россия

Зборовский Гарольд Ефимович – д-р филос. наук, профессор-исследователь

620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19



Список литературы

1. Лескова И.А. Процесс обновления содержания высшего образования в контексте ситуации парадигмальной неопределённости в современном образовании // Ценности и смыслы. 2016. № 4. С. 118–128.

2. Соловьев А.А. Приоритеты высшего образования в России в условиях неопределённости // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 6: Университетское образование. 2012. № 13. С. 32–36.

3. Степыгина Г.Б. Управление организациями системы высшего образования региона в условиях неопределённости и рисков: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Воронеж: Воронежский гос. ун-т, 2017. 22 с.

4. Тимохович А.Н. Российский абитуриент вуза в условиях неопределённости // Вестник университета. 2012. № 1. С. 181–185.

5. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Мечта о хорошем образовании: противоречия развития образовательных общностей в российских университетах // Мир России. 2019. Т. 28. № 2. С. 98–124. DOI: https://doi.org/10.17323/1811-038X-2019-28-2-98-124

6. Сивак Е.В., Юдкевич М.М. Академическая профессия в сравнительной перспективе: 1992–2012 // Форсайт. 2013. Т. 7. № 3. С. 38–47.

7. Романов Е.В. Феномен утраты неявного знания высшей школой: причины и последствия. Часть 1 // Образование и наука. 2019. Т. 21. № 4. С. 60–91. DOI: 10.17853/1994-5639-2019-4-60-91

8. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А., Амбарова П.А. Нелинейность развития высшего образования: контуры концепции и возможные макрорегиональные практики // Высшее образование в России. 2016. № 12. С. 34–44.

9. Курбатова М.В., Левин С.Н., Саблин К.С. «Утроенный провал» институционального проектирования в реформировании высшего образования России // Journal of Institutional Studies. 2020. Т. 12. № 4. С. 94–111. DOI: 10.17835/2076-6297.2020.12.4.094-111

10. Хайнс Э. Как подготовиться к «безработному» будущему // Форсайт. 2019. Т. 13. № 1. С. 19–30. DOI: 10.17323/2500-2597.2019.1.19.30

11. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Образовательная неуспешность российского студенчества: социологическая интерпретация проблемы // Социологические исследования. 2021. № 3. С. 17–27. DOI: 10.31857/S013216250012904-7

12. Реакция систем высшего образования и национальных правительств на вызовы пандемии: Доклад № 64/2020 / С. Марджинсон, Е.О. Карпинская, К.А. Кузьмина, А.Н. Ларионова, И.А. Бочаров; Российский совет по международным делам. М. : НП РСМД, 2020. 72 с. URL: https://russiancouncil.ru/papers/HigherEducation-Covid-Report64-Ru.pdf (дата обращения: 08.10.2021).

13. Денисова-Шмидт Е.В., Леонтьева Э.О. Категория «необучаемых» студентов как социальный феномен университетов (на примере дальневосточных вузов) // Социологические исследования. 2015. № 9. С. 86–93.

14. В наших вузах 10–15% поступивших – это двоечники // Бизнес Online. 2010. 17 декабря. URL: https://www.business-gazeta.ru/article/33336 (дата обращения: 08.10.2021).

15. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. Глава VI. Социальная структура и аномия. М. : Хранитель, 2006. С. 231–281.

16. Костенко Я. Студенты считают зарплату важнее перспектив // Газета.ru. 08.06.2021 URL: https://www.gazeta.ru/social/2021/06/07/ 13624430.shtml (дата обращения: 08.10.2021).

17. Селиверстова Н.А. Имитация образовательных практик в сфере высшего образования // Социологические исследования. 2020. № 3. С. 71–77. DOI: 10.31857/S013216250008802-5

18. Шмелева Е.Д., Семенова Т.В. Академическое мошенничество vs образовательная среда // Вопросы образования. 2019. № 3. С. 101–129. DOI: 10.17323/1814-9545-2019-3-101-129

19. MacLeod P.D., Eaton S.E. The Paradox of Faculty Attitudes toward Student Violations of Academic Integrity // Journal of Academic Ethics. 2020. Vol. 18. No. 4. P. 347–362. DOI: 10.1007/s10805-020-09363-4


Рецензия

Просмотров: 638


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)