Индивидуальные образовательные траектории аспирантов: принципы проектирования и условия внедрения (на примере технического вуза)
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-11-110-124
Аннотация
В статье поднимается вопрос о важности внедрения индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ) в процесс подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре. Идея индивидуального подхода к обучению закреплена в ряде документов, в том числе в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Однако на практике существуют препятствия для реализации ИОТ: наличие нормативных документов, регламентирующих образовательный процесс в высшей школе, преобладание поточно-групповой формы организации занятий, неподготовленность преподавателей к реализации модели персонализированного обучения. Считаем, что начинать внедрение ИОТ целесообразно на уровне аспирантской подготовки, учитывая относительную малочисленность контингента обучающихся, а также их познавательную самостоятельность и хорошо сформированные учебные навыки. Проектирование ИОТ позволит лучше учитывать исходные компетенции аспирантов, их познавательные потребности и цели дальнейшего карьерного продвижения (ориентацию на преподавательскую, научную, производственную деятельность), которые во многом определяются характером и уровнем профессионального образования.
В статье раскрывается специфика подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре технического вуза, выявляются факторы, влияющие на выстраивание аспирантами своих траекторий, обосновываются принципы проектирования ИОТ и описываются этапы технологии персонализированного обучения. Приводятся данные исследования готовности аспирантов к самостоятельному проектированию ИОТ. Результаты анкетирования аспирантов и их научных руководителей свидетельствуют о том, что имеются достаточные основания для успешного внедрения персонализированной модели обучения с использованием ИОТ. Аспиранты технического вуза хорошо ориентируются в информационных ресурсах, активно используют сервисы электронной образовательной среды вуза, способны определять цели учебной и научной деятельности, оценивать свои компетенции, анализировать достижения и неудачи. Большинство научных руководителей готовы оказать помощь аспирантам при проектировании ИОТ. В статье анализируются трудности, с которыми могут столкнуться вузы при внедрении новой модели обучения, и обосновываются условия успешной реализации ИОТ в процессе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре.
Об авторах
А. С. КлимоваРоссия
Климова Александра Сергеевна – ст. преподаватель, кафедра «Менеджмент и логистика на транспорте»
443066, г. Самара, ул. Свободы, 2В
Л. Ф. Красинская
Россия
Красинская Людмила Федоровна – д-р пед. наук, доцент, проф. кафедры общегуманитарных дисциплин
127427, г. Москва, ул. Кашенкин луг, 4
Список литературы
1. Ермаков Д.С. Персонализированная модель образования: развитие гибких навыков // Образовательная политика. 2020. No. 1. DOI: 10.22394/2078-838Х-2020-1-104-112
2. Персонализированная модель образования. М. : Платформа новой школы, 2019. 36 с.
3. Персонализированное обучение: будущее или реальность? // НИУ ВШЭ в СанктПетербурге. 2019. 14 мая. URL: https://spb. hse.ru/news/272493429.html (дата обращения: 10.10.2021).
4. Шапошникова Н.Ю. Индивидуальные образовательные траектории в вузах России и Великобритании: теоретические аспекты // Вестник МГИМО-Университета. 2015. № 3(42). С. 128–133. DOI: https://doi.org/10.24833/2071-8160-2015-3-42-128-133
5. Jackson N. PDP: An Important Self-Regulatory Process. URL: http://www. normanjackson.co.uk/pdp.html (дата обращения: 10.10.2021).
6. Personal development planning: Guidance for institutional policy and practice in higher education. The Quality Assurance Agency for Higher Education. Gloucester, 2009. 18 p. URL: http://www.qaa.ac.uk/Publications/InformationAndGuidance/Pages/Personal-developmentplanning-guidance-for-institutional-policyand-practice-in-higher-education.aspx (дата обращения: 10.10.2021).
7. Гаязов А.С. Индивидуальные траектории и современное образование // Система профильного обучения в школах Республики Башкортостан: Опыт, проблемы, перспективы. Уфа; Нефтекамск: РИО РУНМЦ, 2008. С. 26–28.
8. Зеер Э.Ф., Заводчиков Д.П., Зиннатова М.В., Лебедева Е.В. Индивидуальная образовательная траектория как установка субъекта в системе непрерывного образования // Научный диалог. 2017. № 1. С. 266–279.
9. Михалев М. Индивидуализация бесполезна, если вуз мыслит по-старому // РБК. Тренды. 2020. 24 декабря. URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/cmrm/5fe06c989a794774a4861cd3 (дата обращения: 10.10.2021).
10. Мухаметзянова Ф.Г., Забиров Р.В., Вафина В.Р. Индивидуальная образовательная траектория и индивидуальный маршрут студента как фактор успешной подготовки будущего бакалавра в вузе // Модернизация образования: проблемы и перспективы: Материалы XXII Рязанских чтений, посвященных 100-летию РГУ им. С.А. Есенина. Рязань, 2015. С. 81–85.
11. Петрухина О.А. Готовность студентов к обучению по индивидуальному маршруту // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20587 (дата обращения: 10.10.2021).
12. Солодовникова И.Н. Индивидуальный образовательный маршрут обучающихся в образовательной организации // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: Материалы Всерос. науч.-метод. конф. Оренбург : ОГУ, 2016. С. 3203–3210.
13. Тихомирова В.Т. Опыт проектирования индивидуальной траектории профессиональноличностного развития студента в исследовательской образовательной среде // Вестник КазНУ. Сер.: Педагогические науки. 2013. Vol. 40. № 3. С. 46–56. Available at: https://bulletinpedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/159 (дата обращения: 10.10.2021).
14. Сазонов Б.А. Индивидуально-ориентированная организация учебного процесса как условие модернизации российского высшего образования // Высшее образование в России. 2011. № 4. С. 10–24.
15. Сазонов Б.А. Организация образовательного процесса: возможности индивидуализации обучения // Высшее образование в России. 2020. № 6. С. 35–50. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-29-6-35-50
16. Бедный Б.И., Чупрунов Е.В. Современная аспирантура: актуальные направления развития // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 3. С. 9–20.DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-3-9-20
17. Зерчанинова Т.Е., Тарбеева И.С. Проблемы научной и образовательной деятельности аспирантов // Научный результат. Социология и управление. 2019. Т. 5. № 3. С. 37–48. DOI: 10.18413/2408-9338-2019-5-3-0-3
18. Марголин А.М., Мельников Р.М. Пути повышения эффективности подготовки аспирантов // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 12. С. 9–19. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-12-9-19
19. Корчагин Е.А., Сафин Р.С. Образовательная составляющая подготовки аспирантов в техническом университете // Высшее образование в России. 2019. № 3. С. 67–74. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-3-67-74
20. Климова А.С. Формирование индивидуальных образовательных маршрутов в процессе педагогической подготовки аспирантов технического вуза // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2015. Т. 17. № 1–5. С. 1048–1051.