Экспертные методы формирования профессиональных компетенций выпускников
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-11-139-146
Аннотация
В статье рассматриваются экспертные методы формирования профессиональных компетенций выпускников по программам специалитета в условиях предопределённости специализаций в рамках особых специальностей и отсутствия профессиональных стандартов. Авторами проводится анализ особенностей получения и обработки данных от экспертов – специалистов в данной отрасли профессиональной деятельности. Особое внимание в статье уделяется проблемам формирования экспертной комиссии с использованием критериев компетентности экспертов и стоимости опроса. На основе разработанного экспертного метода проводится сравнительный анализ важности профессиональных компетенций при подготовке специалистов в избранной сфере деятельности. Предложен метод согласования оценок экспертов, полученных в результате опроса. Делается вывод о необходимости включения формализованных процедур формирования профессиональных компетенций выпускника в примерную основную образовательную программу.
Об авторах
М. А. СквазниковРоссия
Сквазников Михаил Алексеевич – канд. техн. наук, доцент, доцент
197198, г. Санкт-Петербург, ул. Ждановская, 13
А. М. Рахматулин
Россия
Рахматулин Алексей Михайлович – канд. техн. наук, доцент
197198, г. Санкт-Петербург, ул. Ждановская, 13
А. А. Шехонин
Россия
Шехонин Александр Александрович – канд. техн. наук, проф., советник при ректорате
197101, г. Санкт-Петербург, Кронверкский проспект, 49
Список литературы
1. Алтухов А.И., Сквазников М.А., Шехонин А.А. Особенности разработки ФГОС уровневого и непрерывного высшего образования // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 3. С. 74–84. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-3-74-84
2. Алтухов А.И., Кужекин Н.С., Кулешов Ю.В., Сквазников М.А., Чебурков М.А. Концепция инновационной технологии обучения по дисциплинам профессионального цикла подготовки специалистов в области обработки данных дистанционного зондирования Земли в образовательных учреждениях высшего профессионального образования // Труды Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского. 2012. № 636. С. 54–57.
3. Шехонин А.А., Тарлыков В.А., Вознесенская А.О., Бахолдин А.В. Гармонизация квалификаций в системе высшего образования и сфере труда в условиях становления национальной системы квалификаций // Высшее образование в России. 2017. № 11 (217). С. 5–11.
4. Кудряшова Е.В., Сорокин С.Э., Бугаенко О.Д. Взаимодействие университетов со сферой производства как элемент реализации «третьей миссии» // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 5. С. 9–21. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-5-9-21
5. Дубров Д.В., Кочетков М.В., Стеклянников В.Ю. Работодатель как актор студентоцентрированного образования: опыт реализации // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 11. С. 141–152. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-11-141-152
6. Данилов А.Н., Гитман М.Б., Столбов В.Ю., Гитман Е.К. Система подготовки инженерных кадров в современной России: образовательные траектории и контроль качества // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 3. С. 5–15.
7. Флоря В.М., Волкова О.А., Кравцова Л.А. Ценностно-компетентностная синергия в проектировании и реализации вузовских образовательных программ // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 11. С. 5–11.
8. Сенашенко В.С. Уровни сопряжения системы высшего образования и сферы труда // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 3. С. 38–47.
9. Караваева Е.В. Квалификации высшего образования и профессиональные квалификации: «сопряжение с напряжением» // Высшее образование в России. 2017. № 12 (218). С. 5–12.
10. Пилипенко С.А., Жидков А.А., Караваева Е.А., Серова А.В. Сопряжение ФГОС и профессиональных стандартов: выявленные проблемы, возможные подходы, рекомендации по актуализации // Высшее образование в России. 2016. № 6 (202). С. 5–15.
11. Литвак Б.Г. Экспертная информация: Методы получения и анализа. М. : Радио и связь, 1982. 184 с.
12. Хелмер О. Анализ будущего: метод Дельфи // В кн.: Научно-техническое прогнозирование для промышленности и правительственных учреждений. М.: Прогресс, 1972. С. 172–201.