Система послевузовского профессионального образования в КНР: состояние и тенденции развития
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-11-147-166
Аннотация
Современный Китай является одной из динамично развивающихся экономик мира. Такой успех достигнут благодаря созданию технологичных предприятий и повсеместному внедрению инноваций, направленных на повышение производительности труда и рациональное использование других факторов производства. В настоящее время в Китае происходит трансформация условий экономического роста. В качестве важной силы технического прогресса, служащей ключом к преобразованию экономики страны, выступает человеческий капитал, в основе которого – качественное образование. Причём одним из главных приоритетов правительства Китая является создание «научной силы страны», на которую возложены надежды на прорыв государства в передовых отраслях экономики. Поэтому развитие системы послевузовского профессионального образования, в которую включается подготовка магистрантов и докторантов, является первостепенной задачей.
В статье кратко представлен экскурс в историю развития послевузовского профессионального образования в Китае, показаны особенности становления, значимые события и достижения, полученные на каждом этапе формирования национальной системы подготовки научных кадров. Подробно анализируются процессы, происходящие на современном этапе, начавшемся в 2010 г. Продемонстрирована первостепенная роль правительства Китая в создании конкурентоспособной национальной системы послевузовского образования.
На основе данных Министерства образования Китая, официальной статистической информации, публикаций, находящихся в открытом доступе в сети китайского Интернета, а также научных статей, опубликованных в ведущих мировых изданиях, показано, как изменилось за последние десять лет количество университетов, в которых ведётся подготовка магистрантов и докторантов, численность и структура обучающихся различным специальностям. Представлена информация о современных проектах по реформированию национальной системы подготовки научных кадров.
Об авторах
С. С. ДонецкаяРоссия
Донецкая Светлана Сергеевна – д-р экон. наук, проф.
630090, г. Новосибирск, ул. Пирогова, 1
Бин Ван
Россия
Ван Бин – аспирант
117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6
Список литературы
1. 杨德广(Ян Дэгуан). 中国研究生教育的发展历 程 [История развития послевузовского образования в Китае] // 大学教育科学 [Университетское образование и наука]. 2013. № 4. С. 103–108.
2. Shen W. Transnational research training: Chinese visiting doctoral students overseas and their host supervisors // Higher Education Quarterly. 2018. № 72(3). P. 224–236. DOI: https://doi.org/10.1111/hequ.12168
3. 王小栋 (Ван Сяоду), 王战军 (Ван Чжаньцзюнь), 蔺跟荣 (Линь Гэнжун). 中国研究生 教育70年发展历程、路径与成效 [70-летняя история развития, пути и результаты высшего образования Китая] // 中国高教研 究 [Исследование высшего образования Китая]. 2019. № 10. DOI: 10.16298/j.cnki.1004-3667.2019.10.06
4. Chen H., Zhao S., Shen W., Cai L. The Quality of Chinese PhDs: Achievements, Problems and Responses // Chinese Education and Society. 2018. Vol. 51. No. 3. P. 158–168. DOI: https://doi.org/10.1080/10611932.2018.1458572
5. Zheng G., Shen W., Cai Y. Institutional logics of Chinese doctoral education system // Higher Education . 2018. Vol. 76. No. 5. Р. 753–770. DOI: 10.1007/s10734-018-0236-3
6. Bao Y., Kehm B.M., Ma Y. From product to process. The reform of doctoral education in Europe and China // Studies in Higher Education. 2018. Vol. 43. No. 3. P. 524–541. DOI: 10.1080/03075079.2016.1182481
7. Zhu C., Cai Y., Shen W.-Q., François, K. Reforms and collaborations in Europe – China doctoral education // European Journal of Higher Education. 2017. Vol. 7. No. 3. P. 219–226. DOI: 10.1080/21568235.2017.1290857
8. Ащеулова Н.А., Душина С.А. Китайская аспирантура: особенности национальной системы подготовки интеллектуальной элиты // Вестник МГИМО Университета. 2012. № 2 (23). С. 245–250.
9. Лунев С.И. Развитие образования (базовое и высшее, аспирантура) и науки в Китае и Индии // Сравнительная политика. 2013. Т. 4. № 2. С. 70–81.
10. Житникова М.Н. Система академических степеней и послевузовское образование в КНР // Научный вестник МГТУ ГА. 2005. № 94. С. 29–33.
11. Ван Сяотин. Послевузовское образование в научно-исследовательских институтах на предприятиях Китая // Преподаватель XXI век. 2019. № 2. С. 53–65. URL: http://prepodavatel-xxi.ru/sites/default/files/05_1.pdf (дата обращения: 22.10.2021).
12. Гурулева Т.Л. Система образования в Китайской Народной Республике: структура и основные направления развития // Высшее образование в России. 2017. № 7 (214). С. 152–164.
13. Shiming Z., Ya’nan M. The Levels and Training Strategies of Chinese Higher Vocational Education // Chinese Education and Society. 2017. Vol. 50. No. 5-6. P. 441–450. DOI: https://doi.org/10.1080/10611932.2017.1408316
14. Gu J., Levin J.S., Luo Y. Reproducing “academic successors” or cultivating “versatile experts”: influences of doctoral training on career expectations of Chinese PhD students // Higher Education. 2018. Vol. 76. No. 3. P. 427–447. DOI: 10.1007/s10734-017-0218-x
15. Wenqin S., Yao G., Bin Z., Jin J. Academia or enterprises: gender, research outputs, and employment among PhD graduates in China // Asia Pacific Education Review . 2018. Vol. 19. No. 2. P. 285–296. DOI: 10.1007/s12564-018-9538-5
16. Yang Y., Volet S., Mansfield C. Motivations and influences in Chinese international doctoral students’ decision for STEM study abroad // Educational Studies. 2018. Vol. 44. No. 3. P. 264–278. DOI: 10.1080/03055698.2017.1347498
17. Донецкая С.С., Ли Мэнжань. Китайские студенты за рубежом: динамика численности и цели выезда // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 6. С. 153–168. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-6-153-168