Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Инверсия основных тенденций цифровизации в образовательном пространстве

Аннотация

Современное пространство всё больше определяется тенденциями цифровизации. На сегодня можно говорить о таких её следствиях как появлении рассеянной идентичности и дистанциализации – новом виде социализации в условиях пространственного разобщения и преодоления социальной депривации и виртуальной трансгрессии. Эти тенденции проявляются во всех сферах – культурной, экономической, политической и пр. Но в то же время в сфере образования происходят и процессы иного рода: процессы, которые представляют собой своеобразную инверсию основных тенденций влияния цифровизации на наше мировосприятие, самовосприятие и сферу нашей повседневности. В статье рассматривается три таких основных тенденции и их инверсии в образовательном пространстве современности: 1. характерная для цифровизации тенденция устранения посредника в образовательном пространстве приводит к эффекту умножения посредников и осознанию неустранимости педагога как одного из основных участников образования (как в силу сложности и недоступности для непосредственного изучения учебного материала, так и в силу того, что в основе образования лежит не передача (при которой посредник теоретически мог бы быть устранён), но созидание, основанное на феномене встречи); 2. тенденция трансгрессивности как «выхода за пределы» и даже стирания границ  преобразуется в образовательном пространстве в тенденцию дистанциализации как двойного движения отчуждения (отграничения) и включённости (приобщения), при которой размывание границы между публичным и интимным, пространством самоорганизации в порядке нормы и пространством спонтанности, реальным и виртуальным и т.д. сопровождается установлением нового типа социализации в условиях пространственной разобщённости и социальной депривации; 3. тенденция к появлению рассеянной идентичности, усиливаемая тенденцией к глокализации в социально-политической сфере и переходом на трансмедийное повествование в культурно-развлекательной сфере, в дигитальном пространстве образования преобразуется в возможность самоактуализации, самовыражения, превращая современное образовательное пространство в подобный мифопоэтическому «мир всевозможности» и антропологической сингулярности.

Об авторе

Дарья Павловна Козолупенко
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Россия

доктор философских наук, профессор кафедры философской антропологии философского факультета МГУ имени М.В.Ломоносова



Список литературы

1. Weiser M. The сomputer for the 21st century. Scientific American, September 1991, № 265, pp. 94—104

2. Галлоуэй А. Мир не кажется мне цифровым до самого основания// Артгид, 24.09.2018 URL: https://artguide.com/posts/1571 (дата обращения 08.10.2021)

3. Рюкрим Г. Digital technology and Mediation — a Callenge to Activity Theory // Культурно-историческая психология. 2010. Том 6. № 4. – c. 30–38.

4. Деррида Ж. О грамматологии. М.: Ad Marginem, 2000 – 512 с.

5. Лорд А.Б. Сказитель / Пер. с англ. и коммент. Ю.А. Клейнера и Г.А. Левинтона. Послесл. Б.Н. Путилова. Статьи А.И.Зайцева, Ю.А.Клейнера. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1994. — 368 с. — (Исследования по фольклору и мифологии Востока)

6. Лотман Ю.М.Альтернативный вариант: бесписьменная культура или культура до культуры?// Лотман Ю.М. Семиосфера. — С.-Петербург: «Искусство—СПБ», 2000. — 704 с., - с.364-372

7. Козолупенко Д.П. Мифопоэтический нарратив как одно из оснований преемственности // Философские науки, 2009 № 3 – с.125-140

8. Козолупенко Д.П.Проблема выбора в мифопоэтическом и аналитическом типах мировосприятия. // Вестник Нижегородского университета имени М.И.Лобачевского. Серия Социальные науки, 2009, № 1 (13), с. 106–113

9. Черчес Т.Е. Особенности восприятия содержания речи при ее совмещении с видеорядом// Психология 21 века. СПб., изд-во СПбГУ, 2006 - с.46-48

10. Kress G. and van Leeuwen T. Multi-Modal Discourse: The Modes and Media of Contemporary Communication. London, Arnold, 2001. – 142p.

11. Jewitt C. Multimodal analysis. The Routledge handbook of language and digital communication. London: Routledge, 2015, pp. 69-84

12. Лебедева М. Ю., Веселовская Т. С., Купрещенко О. Ф. Особенности восприятия и понимания цифровых текстов: междисциплинарный взгляд // Перспективы науки и образования. 2020. № 4 (46). С. 74-98. doi: 10.32744/pse.2020.4.5

13. Беляев Р.В., Колесов В.В., Меньшикова Г.Я., Попов А.М., Рябенков В.И. Исследование особенностей восприятия видеоинформации при помощи фрактального анализа траектории движения глаз //Радиоэлектроника-Наносистемы-Информационные технологии, М. Изд.РАЕН, 2011, Т.3, №1, с.56-68.

14. Медина Дж. Правила мозга. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014 – 304с.

15. Марчук Н.Ю. Психолого-педагогические особенности дистанционного обучения. // Педагогическое образование в России, 2013, №4 – c.78-85

16. Розанов В.В. Три главных принципа образования.// Розанов В.В. Сумерки просвещения. СПб.: Типография М.Меркушева, 1899 – с. 83-94

17. Козолупенко Д.П. Мифопоэтическое мировосприятие. – М.: Канон+, 2009 – 432с.

18. Соколов А.Г. Природа экранного творчества: психологические закономерности. М.: Изд.А.Дворников, 2004. - 638 с.

19. Ерчак Н.Т. Психология профессиональной речи учителя. Минск: МГЛУ, 2004. - 143с.

20. Mangen A., Walgermo B. R., Brønnick K. Reading linear texts on paper versus computer screen: Effects on reading comprehension. International journal of educational research, 2013, vol. 58, pp. 61-68

21. Singer L. M., Alexander P. A.(a) Reading across mediums: Effects of reading digital and print texts on comprehension and calibration. The journal of experimental education, 2017, vol. 85, № 1, pp. 155-172

22. Coiro J., Dobler E. Exploring the online reading comprehension strategies used by sixth‐grade skilled readers to search for and locate information on the Internet //Reading research quarterly. 2007. Vol. 42. № 2. P. 214-257

23. Ackerman R., Goldsmith M. Metacognitive regulation of text learning: On screen versus on paper. Journal of Experimental Psychology: Applied, 2011, vol. 17, № 1, p.23

24. Лутовинова О.В. Гипертекст: понятие, основные характеристики, возможные подходы к лингвистическому анализу // Вестник ВГПУ. 2009. № 1. С. 4—7

25. Дедова. О.В. Лингвистическая концепция гипертекста: основные понятия и терминологическая парадигма // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. 2001. № 4. С. 22—36

26. Войскунский А.Е. Интернет — новая область исследований в психологической науке // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. . Выпуск 1. М.: Смысл, 2002. C. 82—101

27. Рубцова О.В. Цифровые технологии как новое средство опосредования (Часть вторая) // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15. № 4. С. 100—108. doi: 10.17759/chp. 2019150410

28. Карр Н. Пустышка: Что интернет делает с нашими мозгами. - СПб.: BestBusinessBooks, 2012 - 256 с.

29. Ильин И.А. Путь к очевидности. М., Республика, 1993 – 432с.

30. Scolari C.A. Transmedia Storytelling: Implicit Consumers, Narrative Worlds and Branding in Contemporary Media Production / C.A. Scolari // International Journal of Communication. 2009. Vol. 3. № 4, pp. 586-606

31. Jenkins H. Transmedia Storytelling / H. Jenkins // «MIT Technology Review». – 2003 January 15 URL: https://www.technologyreview.com/s/401760/transmedia-storytelling (дата обращения - 14.02.2021)

32. Long G.A. Transmedia Storytelling − Business, Aesthetics and Production at the Jim Henson Company. Master Thesis. - Cambridge, 2007 – 185p.

33. Козолупенко Д.П. Иллюзия сопричастности. // Философия трансмедиа: коллективная монография / под ред. Н.Н.Ростовой. – М.: Проспект, 2022 – с.20-27

34. Альтбах Ф. Дж. Глобальные перспективы высшего образования. М. : ВШЭ, 2018. 548 с. DOI: https://doi.org/10.17323/978-5- 7598-1712-3

35. Altbach Ph. G., de Wit H. Internationalization and Global Tension: Lessons from History // Journal of Studies in International Education. 2015. Vol. 19. No. 1 (February). P. 4–10. DOI: https://doi.org/10.1177%2F1028315314564734

36. Wildavsky B. The Great Brain Race: How Global Universities Are Reshaping the World. Princeton, NJ: Princeton University Press, 2012. 272 p.

37. Кузьминов Я.И., Песков Д.Н. Дискуссия «Какое будущее ждёт университеты» // Вопросы образования. 2017. № 3. С. 202–233. DOI: http://doi. org/10.17323/1814-9545-2017-3-202-233

38. Биггл-младший Л. Какая прелестная школа!// Библиотека современной фантастики. Том 10. Антология фантастических рассказов английских и американских писателей. – М.: Молодая гвардия, 1967 – с.295-333

39. Бодрийяр Ж.Фатальные стратегии / Ж.Бодрийяр; [пер.с фр. А.Качалова; науч.ред. текста к.ф.н.Д.Дамте]. – М.: Рипол-классик, 2017 – 288с.

40. Козолупенко Д.П. Дистанциализация в социализации современного человека. // Известия РАО, №4, 2021 – с.70-83


Рецензия

Просмотров: 185


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)