Целевой приём в российские вузы: текущее состояние, проблемы и пути их решения
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-3-9-27
Аннотация
Целевое обучение в высших учебных заведениях – система подготовки кадров высшей квалификации за счёт бюджета с обязательной отработкой на государственных предприятиях, госслужбе и т.д., в рамках которой осуществляется целевой (особо квотируемый) приём абитуриентов.
Научно-прикладная проблема исследования – недостаточная эффективность использования государством инструмента целевого обучения в высшей школе.
Цель исследования – формирование комплекса научно обоснованных предложений по повышению эффективности использования системы целевого обучения в России на основе проведённого системного анализа практики организации целевого приёма на современном этапе.
Эмпирическая база исследования – результаты приёмной кампании 2021 г. топ-100 ведущих вузов России (по списку Forbes); объектом наблюдения выступили отдельные IT- и медицинские направления подготовки (уровень бакалавриата и специалитета).
Результаты и научная новизна – в рамках системного анализа целостно описано текущее состояние системы целевого приёма в отечественных вузах, на основе чего сформулирован ряд ключевых проблем её функционирования: 1) в большинстве случаев существенно более низкий уровень учебного потенциала студентов-целевиков по сравнению с «обычными» бюджетниками; 2) отсутствие возможности у университетов оказать влияние на качество подготовки абитуриентов в рамках целевой квоты; 3) инициативный характер формирования направлений на целевое обучение; 4) отсутствие в свободном доступе формальных критериев, которыми руководствуются будущие работодатели при выдаче целевых направлений; 5) проведение работодателями процедуры отбора потенциальных целевиков на основе необъективных критериев; 6) ограничение студентов-целевиков в выборе учебного заведения; 7) недостаточный интерес предприятий-работодателей к реализации программы отбора потенциальных целевиков; 8) отсутствие средств контроля и воздействия на результаты образовательного процесса со стороны будущего работодателя; 9) отсутствие датацентричности при организации функционирования системы целевого приёма. Для их преодоления научно обоснован ряд рекомендаций, сгруппированных в четыре блока: 1) повышение прозрачности системы отбора потенциальных кандидатов для целевого обучения; 2) повышение привлекательности целевого набора, влекущее увеличение учебного потенциала абитуриентов-целевиков; 3) повышение качества подготовки студентов-целевиков; 4) контроль и стратегическое развитие системы целевого набора.
Ключевые слова
Об авторе
Ю. С. ЭзрохРоссия
Эзрох Юрий Семенович – доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой экономической информатики
630073, г. Новосибирск, проспект Карла Маркса, 20
Список литературы
1. Таова С.М. Императивы институциональных преобразований в здравоохранении // Проблемы современной экономики. 2014. №3 (51). С. 305–308. URL: http://www.meconomy.ru/art.php?nArtId=5110 (дата обращения: 15.02.2022).
2. Гарафутдинова Н.Я., Жданова Е.К., Росляков А.Е. Кадровое обеспечение системы здравоохранения как важнейший фактор реализации государственной системы управления персоналом на уровне регионов // Кадровик. 2021. №1. С. 95–110. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44812820 (дата обращения: 15.02.2022).
3. Олешко Т.С., Шмелёва Е.В. О целевом наборе абитуриентов для восполнения кадрового потенциала в ФБУЗ “Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае” // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2014. №4 (58). С. 42–44. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21875812 (дата обращения: 15.02.2022).
4. Колударова С.В. Информатизация целевого набора как фактор подготовки кадров в интересах Роскосмоса, Росатома и Минпромторга // Социально-гуманитарные технологии. 2018. №2 (6). С. 74–78. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35427126 (дата обращения: 15.02.2022).
5. Зимин В.Н., Падалкин Б.В. Вопросы кадрового обеспечения предприятий ракетно-космической отрасли // Высшее образование в России. 2015. № 4. С. 87–91. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/174/124 (дата обращения: 15.02.2022).
6. Александров А.А., Пролетарский А.В., Неусыпин К.А. Концепция взаимодействия МГТУ им. Н.Э. Баумана с предприятиями ракетно-космической отрасли в вопросах целевой подготовки инженеров и научных кадров // European Social Science Journal. 2013. №1(29). С. 121–126. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19070520 (дата обращения: 15.02.2022).
7. Сердюк А.И., Белоновская И.Д., Радыгин А.Б. Опыт целевой подготовки кадров для ОПК // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 10. С. 125–135. Doi: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-10-125-135
8. Черкасова Т.Г., Мезенцев К.В., Старикова Е.Ю. Сотрудничество химико-технологического факультета КузГТУ с предприятиями химического комплекса // Ползуновский вестник. 2010. №3. С. 332– 335. URL: http://elib.altstu.ru/journals/Files/pv2010_03/pdf/332cherkasova.pdf (дата обращения: 15.02.2022).
9. Ротков Л.Ю., Абрамов А.Н., Руг А.В., Симонов А.В. Актуальные вопросы подготовки офицеров в гражданских вузах // Высшее образование в России. 2014. №2. С. 23–29. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/567/488 (дата обращения: 15.02.2022).
10. Бородавкин В.А. Интеграция образования, науки и производства как основа системы целевой подготовки кадров // Инновации. 2013. №4 (174). С. 24–26. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21498515
11. (дата обращения: 15.02.2022). 11. Кечин В.А. О проблемах инженерного образования и формах сотрудничества вузов и работодателей в условиях уровневой системы подготовки специалистов // Литейщик России. 2013. №9. С. 29–31. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20207361 (дата обращения: 15.02.2022).
12. Шилина Н.Г., Таптыгина Е.В. Организация целевого набора студентов – обеспечение населения территорий врачебными кадрами // Alma mater (Вестник высшей школы). 2015. №10. С. 87–90. URL: https://almavest.ru/ru/archive/922/4369 (дата обращения: 15.02.2022).
13. Патутина Е.С. Предпосылки, перспективы, развитие целевой формы подготовки специалистов на примере Самарской области // Вестник СамГУПС. 2019.№1 (43). С. 65–70. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38098889& (дата обращения: 15.02.2022).
14. Малахова Ю.Н. Взаимодействие государственных и образовательных структур в поле менеджмента целевого набора в образовательные учреждения высшего профессионального образования // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2013.№2 (22). С. 70–75. URL: http://journals.tsu.ru//philosophy/&journal_page=archive&id=909&article_id=1756 (дата обращения: 15.02.2022).
15. Ильичева И.М., Сыркин Л.Д., Ляпин А.С., Андреева Е.Н. К вопросу о целевой подготовке в вузе (социально-психологический аспект) // Психология образования в поликультурном пространстве. 2018. №1 (41). С. 92–101. DOI: 10.24888/2073-8439-2018-41-1-92-101
16. Елина Е.Г., Аникин В.М. Целевое обучение: социальные риски и их преодоление // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2018. Т. 18. №4. С. 373–377. DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2018-18-4-373-377
17. Абаимова К.А., Савченкова Е.А. К вопросу о стоимости бесплатного образования // Аллея науки. 2018. Т. 2. №5 (21). С. 926–932. URL: https://alley-science.ru/domains_data/files/ May_Journal/2_tom_Oblozhka_Titul_May.pdf (дата обращения: 15.02.2022).
18. Gayardon A. Free Higher Education: Mistaking Equality and Equity // International Higher Education. 2017. No. 91. P. 12–13. DOI: https://doi.org/10.6017/ihe.2017.91.10127
19. Barr N. Higher Education Funding // Oxford Review of Economic Policy. 2004. Vol. 20. Issue 2. P. 264-283. doi: https://doi.org/10.1093/oxrep/grh015
20. FuinhasJ., Moutinho V., Silva E. Delinquency and Default in USA Student Debt as a Proportional Response to Unemployment and Average Debt per Borrower // Economies. 2019. Vol. 7. No. 4. P. 100. Doi: https://doi.org/10.3390/economies7040100
21. Nagy S., Kováts G., Nemeth A. Governance and Funding of Higher Education – International Trends and Best Practices. Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 116. P. 180–184. DOI: 10.1016/j.sbspro.2014.01.190
22. Гузева Т.А., Цибизова Т.Ю., Сергеев А.В. Особенности учебно-методической работы при обучении студентов целевого набора // Современные проблемы науки и образования. 2017. №2. С. 159–165. URL: https://scienceeducation.ru/ru/article/view?id=26220 (дата обращения: 15.02.2022).