Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Проблемы и риски цифровизации высшего образования

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-22-3-40-57

Аннотация

Статья посвящена критическому анализу воздействия цифровых технологий на высшее образование. Авторы рассматривают цифровизацию высшего образования во взаимосвязи с более широкой социокультурной и политико-экономической проблематикой: глобализацией, коммерциализацией, социо-экономическим неравенством и этическими аспектами применения технологий. Такой подход позволяет показать, что ускоренная цифровизация во время пандемии, во-первых, активизировала существующие в высшем образовании точки напряжённости и проблемные тенденции: «макдональдизацию» образования, менеджериализм в управлении вузами, потребительское отношение к обучению, формирование элитарной модели образования и пр.; во-вторых, создала новые риски, связанные с влиянием глобальных технологических корпораций, с онлайн-формами коммодификации обучения, цифровым барьером как фактором образовательного неравенства и новыми этическими проблемами. Если эти риски своевременно не учесть, это может поставить под угрозу творческую самоорганизацию преподавателей и студентов, затруднить формирование разнообразных и ответственных практик использования цифровых технологий и сделать систему высшего образования менее сбалансированной и более зависимой от деятельности коммерческих технологических компаний. Для снижения этих рисков авторы рекомендуют академическому сообществу проявить внимание к тому, какими принципами и представлениями об образовательном процессе руководствуются разработчики цифровых образовательных технологий, а также занять проактивную позицию в отношении того, как должны функционировать цифровые образовательные технологии и какие педагогические и этические принципы должны лежать в их основании. Важно также поддержать развитие альтернативных моделей образовательных цифровых технологий, которые создавались бы в партнёрстве со всеми стейкхолдерами сферы высшего образования.

Об авторах

М. В. Пашков
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Пашков Михаил Владимирович – кандидат философских наук, доцент

199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9



В. М. Пашкова
Виктория Университет Сиднея
Австралия

Пашкова Валерия Михайловна – PhD в области социальных и политических наук, канд. экон. наук, преподаватель

160 Сассекс-стрит, Сидней, Новый Южный Уэльс, 2000



Список литературы

1. Минина В.Н. Цифровизация высшего образования и её социальные результаты // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2020. Т. 13. № 1. С. 84–101. DOI: 10.21638/spbu12.2020.106

2. Матвеева Н.А. Механизмы реализации инновационного потенциала образовательной организации высшего образования (на примере анализа деятельности ФИП) // Мир науки, культуры, образования. 2020. Т. 2. № 81. С. 221–224. DOI: 10.24411/1991-5497-2020-00270

3. Хатунцев В.В., Манаенков К.А., Криволапов И.П. Перспективы использования цифровизации при формировании профессиональных компетенций обучающихся технических направлений аграрного высшего образования // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 1. URL: http://opusmgau.ru/index.php/see/article/view/1541/1540 (дата обращения: 24.02.2022).

4. Антонян М.А. Цифровизация образования на примере разработки языкового онлайнкурса для бакалавров // Высшее образование сегодня. 2020. № 6. C. 24–30. DOI: 10.25586/RNU.HET.20.06.P.24

5. Панина Е.А. Актуальные вопросы цифровизации образования в современных условиях // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2020. № 3. C. 60–67. DOI: 10.24411/2078-1024-2020-13006

6. Игнатьев В.П., Архангельская E.A. Дистанционное образование глазами студентов (анализ результатов опроса студентов федерального университета) // Современные наукоёмкие технологии. 2020. Т. 6. № 1. С. 138–142. DOI: 10.17513/snt.38083

7. Иванова А.Д., Муругова О.В. Онлайн-образование глазами студентов и преподавателей (по итогам педагогического исследования 2019 года) // Открытое образование. 2020. Т. 24. № 2. С. 4–16. DOI:10.21686/1818-4243-2020-2-4-16

8. Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т., Крухмалева О.В., Нарбут Н.П., Савина Н.Е. Студенты вузов России о дистанционном обучении: оценка и возможности // Высшее образование в России. Т. 29. № 10. C. 86–100. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-10-86-100

9. Семенко И.Е. Социально-экономические проблемы и перспективы развития высшего образования в условиях цифровизации экономики // Московский экономический журнал. 2020. № 12. C. 783–788. DOI: 10.24411/2413-046Х2020-10884

10. Булавко О.А. Современные аспекты высшего образования в эпоху цифровизации: ретроспективный и перспективный анализ // Ноосферные исследования. 2020. № 3. C. 82–88. DOI: 10.46726/NOOS.2020.3.82-88

11. Молчанов И.Н. Новые форматы российской системы высшего образования: возможные пути развития // Государственное управление. Электронный вестник. 2020. № 80. C. 239–255. DOI: 10.24411/2070-1381-2020-10072

12. Яковец Ю.В. Эпохальные инновации XXI века. М. : Экономика, 2004. 448 с. ISBN: 5-282- 02382-2

13. Михайлов О.В., Денисова Я.В. Дистанционное обучение в российских университетах: «шаг вперёд, два шага назад»? // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 10. С. 65– 76. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-10-65-76

14. Семенова Л.М. Динамика цифровой дидактики в условиях трансформации высшего образования. Часть II // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. № 4. URL: https://mir-nauki.com/PDF/04PDMN420.pdf (дата обращения: 24.02.2022).

15. Понизовкина И.Ф. Цифровизация высшего образования: перспективы и риски // Право и практика. 2020. № 1. C. 194–202. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42644546 (дата обращения: 24.02.2022).

16. Маниковская М.А. Цифровизация образования: вызовы традиционным нормам и принципам морали // Власть и управление на Востоке России. 2019. Т. 2. № 87. С. 100–106. DOI: 10.22394/1818-4049-2019-87-2-100-106

17. Согомонов А.Ю. Цифровой университет в информационном обществе: этические аспекты текущей трансформации // Ведомости прикладной этики. 2021. № 57. C. 48–63. URL: https://www.tyuiu.ru/wp-content/uploads/2021/03/s.48-63-Sogomonov-A.YU..pdf (дата обращения: 24.02.2022).

18. Дождиков А.В. Онлайн-обучение как e-learning: качество и результаты (критический анализ) // Высшее образование в России. 2020. T. 29. № 12. C. 21–32. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-12-21-32

19. Поликарпова Е.В. Цифровизация образования: миф многозадачности // Манускрипт. 2020. T. 13. № 10. C. 197–203. DOI: 10.30853/manuscript.2020.10.36

20. Selwyn N. Distrusting educational technology: Critical questions for changing times. Routledge, 2013. 208 p. ISBN 9780415708005

21. Selwyn N., Facer K. Introduction: The need for a politics of education and technology // Selwyn N., Facer K. (Eds). The Politics of Education and Technology. N. Y.: Palgrave Macmillan, 2013. Ch. 1. ISBN: 1137031972

22. Facer K., Selwyn N. Digital technology and the futures of education – towards ‘non-stupid’ optimism. Background paper for the Futures of Education initiative. 2021. UNESCO. Paris. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000377071.locale=en (дата обращения: 24.02.2022).

23. Selwyn N., Hillman T., Eynon R., Ferreira G., Knox J., Macgilchrist F., Sancho-Gil J.M. What’s next for Ed-Tech? Critical hopes and concerns for the 2020s // Learning, Media and Technology. 2020. Vol. 45. No. 1. P. 1–6. DOI: 10.1080/17439884.2020.1694945

24. Koris R., Mato-Díaz F.J., Hernández-Nanclares N. From real to virtual mobility: Erasmus students’ transition to online learning amid the COVID-19 crisis // European Educational Research Journal. 2021. Vol. 20. No. 4. P. 463–478. DOI: 10.1177/14749041211021247

25. Selwyn N. What is digital sociology? Cambridge; Medford, MA : Polity Press, 2019. 152 p. DOI: https://doi.org/10.1080/1369118X.2020.1781915

26. Helmond A. The platformization of the web: Making web data platform ready // Social media + society. 2015. Vol. 1. No. 2. P. 1–11. DOI: 10.1177/2056305115603080

27. Poell T., Nieborg D.B., Duffy B.E. Platforms and cultural production. Bristol; Medford: Polity Press, 2022. 260 p. ISBN: 978-1-509-54050-1

28. Williamson B. Making markets through digital platforms: Pearson, edu-business, and the (e) valuation of higher education // Critical Studies in Education. 2021. Vol. 62. No. 1. P. 50–66. DOI: 10.1080/17508487.2020.1737556

29. Castaneda L., Selwyn N. More than tools? Making sense of the ongoing digitizations of higher education // International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2018. No. 15. P. 1–10. DOI:10.1186/s41239-018-0109-y

30. Ритцер Дж. Макдональдизация общества / Пер. с англ. А.В. Лазарева. М. : Праксис, 2004. 592 с. ISBN 0803990006

31. Никитин А.П. Макдональдизация высшего образования // Идеи и Идеалы. 2018. T. 38. № 3. С. 221–232. DOI: 10.17212/2075-0862-2018-3.2-221-232

32. Ma G. Sparking interdisciplinarity: Let’s take framing students as customers in higher education seriously // Interdisciplinary Science Reviews. 2020. Vol. 45. No. 4. P. 461–476. DOI: 10.1080/03080188.2019.1695171

33. Tomlinson M. Student perceptions of themselves as ‘consumers’ of higher education // British Journal of Sociology of Education. 2017. Vol. 38. No. 4. P. 450–467. DOI: 10.1080/01425692.2015.1113856

34. Budd R. Undergraduate orientations towards higher education in Germany and England: Problematizing the notion of ‘student as customer’ // Higher Education. 2017. Vol. 73. No. 1. P. 23–37. DOI: 10.1007/s10734-015-9977-4

35. Bunce L., Baird A., Jones S. E. The student-asconsumer approach in higher education and its effects on academic performance // Studies in Higher Education. 2017. Vol. 42. No. 11. P. 1958– 1978. DOI: 10.1080/03075079.2015.1127908

36. Tomlinson M. The impact of market-driven higher education on student-university relations: Investing, consuming and competing // Higher Education Policy. 2016. Vol. 29. No. 2. P. 149–166. DOI: 10.1057/HEP.2015.17

37. Naylor R., Dollinger M., Mahat M., Khawaja M. Students as customers versus as active agents: Conceptualising the student role in governance and quality assurance // Higher Education Research & Development. 2021. Vol. 40. No. 5. P. 1026–1039. DOI: 10.1080/07294360.2020.1792850

38. Vollweiler D.M. If You Can’t Beat’Em, Join’Em (Virtually): Institutionally Managing Law Students as Consumers in a COVID World // Pace Law Review. 2020. Vol. 41. No 1. P. 57–104. URL: https://digitalcommons.pace.edu/plr/vol41/iss1/2 (дата обращения: 24.02.2022).

39. Кочухова Е.С. Академическая профессия глазами преподавателей // Вопросы образования. 2020. № 2. С. 278–302. DOI: 10.17323/1814-9545-2020-2-278-302

40. Дим Р. «Новый менеджериализм» и высшее образование: управление качеством и продуктивностью работы в университетах Великобритании (Пер. с англ. А.А. Пинской) // Вопросы образования. 2004. No. 3. С. 44–56. URL: https://vo.hse.ru/2004--3/26547074.html

41. Jones C. Capital, neoliberalism and educational technology // Postdigital Science and Education. 2019. Vol. 1. No. 2. P. 288–292. DOI: 10.1007/s42438-019-00042-1

42. Kerssens N., van Dijck J. The platformization of primary education in the Netherlands // Learning, Media and Technology. 2021. Vol. 46. No. 3. P. 250–263. DOI: 10.1080/17439884.2021.1876725

43. Knox J., Williamson B., Bayne S. Machine behaviourism: Future visions of ‘learnification’ and ‘datafication’ across humans and digital technologies // Learning, Media and Technology. 2020. Vol. 45. No. 1. P. 31–45. DOI: 10.1080/17439884.2019.1623251

44. Соловов А.В., Меньшикова А.А. Коронавирусные зигзаги электронного дистанционного обучения // Высшее образование в России. 2021. Т. 3. № 6. С. 60–69. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-6-60-69

45. Чупандина Е.Е., Семенихина А.В. Реализация онлайн-обучения в Воронежском государственном университете // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 8-9. С. 103–110. DOI: 10.31992/0869-3617-2018-27-8-9-103-110

46. Noble D.F. Digital diploma mills: The automation of higher education // Science as Culture. 1998. Vol. 7. No. 3. P. 355–368. DOI: 10.1080/09505439809526510

47. Яковлева Н.Г. Коммерциализация российского высшего образования: историко-логические контрапункты // Экономическое возрождение России. 2017. T. 2. № 4. С. 49–58. URL: http://e-v-r.ru/wp-content/uploads/2017/12/EVR_4_54.pdf (дата обращения: 24.02.2022).

48. Kirschner P., van Merriënboer J. Do learners really know best? Urban legends in education // Educational Psychologist. 2013. Vol. 48. No. 3. P. 169–183. DOI: 10.1080/00461520.2013.804395

49. Mарджинсон С. Общественные блага, производимые в высших учебных заведениях России / Пер. c англ. Е. Шадриной // Вопросы образования. 2017. № 3. C. 9–36. DOI: 10.17323/1814-9545-2017-3-8-36

50. Newton P. How common is commercial contract cheating in higher education and is it increasing? A systematic review // Frontiers in Education. 2018. Vol. 3. DOI: 10.3389/feduc.2018.00067

51. Иоголевич Н.И., Лободенко, Е.И. Академическая недобросовестность студентов технического вуза: масштабы проблемы и пути решения // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020. T. 5. Вып. 1. С. 99–106. DOI:10.30853/pedagogy.2020.1.18

52. Шмелева Е.Д. Академическое мошенничество в современных университетах: обзор теоретических подходов и результатов эмпирических исследований // Экономическая социология. 2015. Т. 16. № 2. С. 55–79. URL: https://ecsoc.hse.ru/2015-16-2/147201192.html


Рецензия

Просмотров: 2499


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)