Навыки трудоустраиваемости студентов: стратегии развития
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-3-69-83
Аннотация
Фундаментальный переход от концепции сохранения занятости к мобильности персонала и трудоустраиваемости, а также трансформация рабочей среды обусловливают актуальность постановки проблемы формирования навыков трудоустраиваемости у студентов. Соискателям работы необходимо эффективное межличностное взаимодействие и управление собственной продуктивностью. Цель исследования – выявить стратегии развития навыков трудоустраиваемости, реализуемые аспирантами и магистрантами – обучающимися, имеющими более длительный опыт обучения и приобретающими более высокий уровень квалификации. Они более подготовлены для трудоустройства, но всё же могут сталкиваться с препятствиями. Эмпирическую базу исследования составили 50 интервью со студентами университетов города Тюмени (32 магистранта и 18 аспирантов). Данные получены методом полуструктурированного интервью. Авторы сосредоточили внимание на четырёх навыках трудоустраиваемости: коммуникация, командная работа, самоуправление, самоконтроль. Выявлены три стратегии развития навыков трудоустраиваемости. Обоснован вывод о том, что лишь малая часть студентов региональных университетов идентифицируют индивидуальные и межличностные навыки как ресурс, формируют долгосрочные планы по их совершенствованию.
Ключевые слова
Об авторах
Р. Р. ХузяхметовРоссия
Хузяхметов Роман Ренатович – младший научный сотрудник
625003, г. Тюмень ул. Володарского, 6
Г. Ф. Ромашкина
Россия
Ромашкина Гульнара Фатыховна – доктор социологических наук, профессор
625003, г. Тюмень ул. Володарского, 6
Список литературы
1. Clarke, M. (2017). Rethinking Graduate Employability: The Role of Capital, Individual Attributes and Context. Studies in Higher Education. No. 3, pp. 1-15, doi: 10.1080/03075079.2017.1294152
2. Baruch, Y. (2001). Employability: A Substitute for Loyalty? Human Resource Development International. Vol. 4, no. 4, pp. 543-566, doi: 10.1080/13678860010024518
3. Jonck, P., Minnaar, R. (2015). Validating an Employer Graduate-Employability Skills Questionnaire in the Faculty of Management Sciences. Mediterranean Journal of Social Sciences. Vol. 6, no. 2, pp. 230-237, doi: 10.5901/mjss.2015.v6n2s1p230
4. Аникин В.А. Человеческий капитал: становление концепции и основные трактовки // Экономическая социология. 2017. Т. 18. № 4. С. 120–156. DOI: 10.17323/1726-3247-2017-4-120-156
5. Гимпельсон В.Е., Зудина А.А., Капелюшников Р.И. Некогнитивные компоненты человеческого капитала: что говорят российские данные // Вопросы экономики. 2020. № 11. С. 5–31. doi: 10.32609/0042-8736-2020-11-5-31
6. Claxton, G., Costa, A.L., Kallick, B. (2016). Hard Thinking about Soft Skills. Educational Leadership. Vol. 73, no. 6, pp. 60-64. Available at: https://www.learningpersonalized.com/wp-content/uploads/2016/09/Hard-Thinking-aboutSoft-Skills.pdf (accessed 15.02.2022).
7. 12 решений для нового образования : Доклад центра стратегических разработок и Высшей школы экономики / Кузьминов Я.И., Фрумин И.Д. М. : Центр стратегических разработок, 2018. 105 с. Available at: https://www.hse.ru/data/2018/04/06/1164671180/Doklad_obrazovanie_Web.pdf (accessed 15.02.2022). (In Russ.).
8. Новоклинова А.В. «Мягкие» навыки и трудоустраиваемость // Педагогические и социальные вопросы образования : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 7 авг. 2020 г.). Чебоксары: Среда, 2020. С. 69–72. Available at: https://phsreda.com/ru/article/86178/discussion_platform (accessed 15.02.2022). (In Russ., abstract in Eng.).
9. Maghsoudi, S., Duffield, C., Wilson, D. (2016). Innovation in Infrastructure Projects: An Australian Perspective. International Journal of Innovation Science. Vol. 8, no. 2, pp. 113-132, doi: 10.1108/IJIS-06-2016-008
10. Guilbert, L., Bernaud, J.L., Gouvernet, B., Rossier, J. (2016). Employability: Review and Research Prospects. International Journal for Educational and Vocational Guidance. Vol. 16, no. 1, pp. 69-89, doi: 10.1007/s10775-015-9288-4
11. Сорокин П.С., Зыкова А.В. «Трансформирующая агентность» как предмет исследований и разработок в XXI веке: обзор и интерпретация международного опыта // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 5. С. 216–241. DOI: https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.5.1858
12. Lubinski, D., Benbow, C.P., Kell, H.J. (2014). Life Paths and Accomplishments of Mathematically Precocious Males and Females Four Decades Later. Psychol. Science. Vol. 25, no. 12, pp. 2217- 2232, doi: 10.1177/0956797614551371
13. OECD Skills Outlook 2015: Youth, Skills, and Employability. OECD Publishing. 2015. Available at: https://www.oecd.org/education/launch-of-the-skills-outlook-2015.htm (accessed 15.02.2022).
14. Wagaskar, K., Tripathy, A.K., Chauhan K., Malaji, A., Yadav, D. (2017). Employ ... Able a Tool to Achieve 7E’ s of Employability. Advances in Computing, Communications and Informatics. No. 3, pp. 1756-1761, doi: 10.1109/ICACCI.2017.8126098
15. Camerer, G., Loewenstein, D. (2005). Neuroeconomics: How Neuroscience Can Inform Economics. Journal of Economic Literature. Vol. 43, no. 1, pp. 9-64, doi: 10.1257/0022051053737843
16. Osmani, M., Weerakkody, V., Hindi, N., Eldabi, T. (2019). Graduates Employability Skills: A Review of Literature Against Market Demand. Journal of Education for Business. Vol. 94, no. 1, pp. 1-10, doi: 10.1080/08832323.2018.1545629
17. Fletcher, A.J., Sharif, A.W.A., Haw, M.D. (2017). Using the Perceptions of Chemical Engineering Students and Graduates to Develop Employability Skills. Education for Chemical Engineers. No. 18, pp. 11-25, doi: 10.1016/j.ece.2016.07.001
18. Zhou, K. (2017). Non-Cognitive Skills: Potential Candidates for Global Measurement. European Journal of Education. Vol. 52, no. 4, pp. 487-497, doi: 10.1111/ejed.12241
19. Iksan, Z.H., Zakaria, E., Meerah, T.S.M., Osman, K., Lian, D.K.C., Mahmud, S.N.D., Krish, P. (2012). Communication Skills Among University Students. Procedia – Social and Behavioral Sciences. No. 59, pp. 71-76, doi: 10.1016/j.sbspro.2012.09.247
20. Marasi, S. (2019). Team-Building: Developing Teamwork Skills in College Students Using Experiential Activities in a Classroom Setting. Organization Management Journal. Vol. 16, no. 4, pp. 1-14, doi: 10.1080/15416518.2019.1662761
21. Jones, S. (2014). Assessing the Science Knowledge of University Students: Perils, Pitfalls and Possibilities. Journal of Learning Design. Vol. 7, no. 2, pp. 16-27, doi: 10.5204/jld.v7i2.210
22. Tymon, A. (2013). The Student Perspective on Employability. Studies in Higher Education. Vol. 38, no. 6, pp. 841-856, doi: 10.1080/03075079.2011.604408
23. Tomlinson, M. (2017). Forms of Graduate Capital and Their Relationship to Graduate Employability. Education and Training. Vol. 59, no. 4, pp. 338-352, doi: 10.1108/ET-05-2016-0090
24. Greenbank, P. (2015). Still Focusing on the “Essential 2:1”: Exploring Student Attitudes to Extra-curricular Activities. Education and Training. Vol. 57, no. 2, pp. 184-203, doi: 10.1108/ET06-2013-0087
25. Grey, S., Gordon, N. (2018). Approaches to Measuring Attendance and Engagement. New Directions in the Teaching of Physical Sciences. Vol. 13, no. 1, pp. 1-9, doi: 10.29311/ndtps.v0i13.2767
26. John, D.D., Chen, Y., Navaee, S., Gao, W. (2018). STEM Education from the Industry Practitioners’ Perspective. American Society for Engineering Education. No. 3, pp. 1-13, doi: 10.18260/1-2--30062
27. Akdere, M., Hickman, L., Kirchner, M. (2019). Developing Leadership Competencies for STEM Fields: The Case of Purdue Polytechnic Leadership Academy. Advances in Developing Human Resources. Vol. 21, no. 1, pp. 49-71, doi: 10.1177/1523422318814546
28. Пеша А.В., Шавровская М.Н., Полушина И.С. Компетенции специалистов сервиса будущего для сервисной экономики настоящего // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2020. Т. 6. № 3 (23). С. 295–327. DOI: 10.21684/2411-7897-2020-6-3-295-327
29. Ravenscroft, B., Luhanda, U. (2014). Developing Employability Skills in Humanities and Social Sciences Using the Flipped Model. E-Learning. No. 3, pp. 142-149, doi: 10.13140/RG.2.2.12789.78563
30. Paterson, R. (2016). Lecturer and Student Perceptions of Employability Skills at a Transnational University. Educate. Vol. 16, no. 1, pp. 76-98. Available at: http://www.educatejournal.org/index.php/educate/article/view/460 (accessed 15.02.2022).
31. Goodwin, J.T, Goh, J., Verkoeyen, S., Lithgow, K. (2019). Can Students Be Taught to Articulate Employability Skills? Education + Training. Vol. 61, no. 4, pp. 445-460, doi: 10.1108/et-08-2018-0186
32. Ulas, O., Yildirim, İ. (2019). Influence of Locus of Control, Perceived Career Barriers, Negative Affect, and Hopelessness on Career DecisionMaking Self-Efficacy Among Turkish University Students. International Journal for Educational and Vocational Guidance. Vol. 19, no. 2, pp. 3-28, doi: 10.1007/s10775-018-9370-9
33. Veine, S., Anderson, M.K., Andersen, N.H., Espenes, T.C., Søyland, T.B., Wallin, P., Reams, J. (2019). Reflection as a Core Student Learning Activity in Higher Education – Insights from Nearly Two Decades of Academic Development. International Journal for Academic Development. No. 3, pp. 1-15, doi: 10.1080/1360144x.2019.1659797
34. Jackson, D. (2014). Personality Traits in Australian Business Graduates and Implications for Organizational Effectiveness. Industry and Higher Education. Vol. 28, no. 2, pp. 113-126, doi: 10.5367/ihe.2014.0200
35. Hashim, N.M., Alam, S.S., Yusoff, N.M. (2014). Relationship Between Teacher’s Personality, Monitoring, Learning Environment, and Students’ EFL Performance. Journal of Language Studies. Vol. 14, no. 1, pp. 101-116, doi: 10.17576/GEMA-2014-1401-07
36. Hurrell, S. (2016). Rethinking the Soft Skills Deficit Blame Game: Employers, Skills Withdrawal, and the Reporting of Soft Skills Gaps. Human Relations. Vol. 69, no. 3, pp. 605-628, doi: 10.1177/0018726715591636