Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Образовательные планы абитуриентов российской провинции

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-3-84-95

Аннотация

Статья подготовлена по материалам полевого исследования, проведённого в рамках исследовательского проекта «Поступление в вуз в 2020 году: факторы выбора, тенденции и перспективы приёмной кампании (на примере Волгоградской области)». Целью статьи является определение тенденции в профессиональных планах выпускников школ Волгоградского региона. Рассмотрены результаты анкетирования выпускников школ областного центра и муниципальных районов Волгоградской области. Проведённое исследование показало, что выпускники областных школ в большей мере, чем выпускники волгоградских школ, ориентируются на получение высшего образования в Волгограде. Образовательная миграция осуществляется поэтапно: сначала из сельской местности и малых городов в крупные города, а затем из крупных городов – в крупнейшие. Существует определённый разброс в выборе города для обучения в зависимости от района проживания, но этот разброс не может быть объяснён преимущественно географическим фактором. Выявленная на материалах опроса школьников Волгограда растущая конкуренция среди вузов, реализующих образовательные программы в сфере информационных технологий, не проявляется столь значимо на уровне области: профессиональные ориентации областных абитуриентов не включают информационные технологии в качестве доминирующей позиции. Основные внутренние параметры вуза, влияющие на выбор учебного заведения абитуриентами Волгограда и области, совпадают: это количество бюджетных мест, проходной балл ЕГЭ на обучение за счёт бюджетных средств и качество обучения в вузе. При этом областные абитуриенты относительно больше внимания уделяют параметру стоимости обучения, что связано с более низким уровнем материального обеспечения семей муниципальных районов по сравнению с семьями в областном центре.

Об авторе

М. Ю. Болдина
Волгоградский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Россия

Болдина Марина Юрьевна – кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии, общей и юридической психологии

400066, г. Волгоград, ул. Гагарина, 8



Список литературы

1. Мкртчян Н.В. Миграция молодёжи из малых городов России // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2017. № 1 (137). С. 225–242. DOI: 10.14515/monitoring.2017.1.15

2. Реутов Е.В., Реутова М.Н., Шавырина И.В. Жизненный успех и шансы на его достижение в представлениях жителей российской провинции // Социологические исследования. 2020. № 6. С. 61–71. DOI: 10.31857/S013216250009480-1

3. Сметанина Т.А., Шмелева Н.В. Культура и псевдокультура провинции в восприятии современных россиян // Манускрипт. 2017. № 1 (75). С. 185–187. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27683214 (дата обращения: 16.02.2022).

4. Ромах О.В. Провинциальная культурная среда // Общественно-политическая мысль российской провинции. XX век: материалы межвуз. науч. конф. Вып. 1. Тамбов, 1993. С. 71–78.

5. Фролова Ю.С. Социокультурные изменения современной российской полиэтнической провинции: Дис. ... д-ра социол. наук. М., 2007. 396 с. URL: https://www.dissercat.com/content/sotsiokulturnye-izmeneniya-sovremennoirossiiskoi-polietnicheskoi-provintsii (дата обращения: 16.02.2022).

6. Zborovsky G.E., Ambarova P.A. Universities and Cities in Provincial Russia // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. №. 5. С. 37–51. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-5-37–51

7. Бюраева Ю. Г. Молодёжная миграция в Республике Бурятия: направленность потоков и причины // Социологические исследования. 2020. № 10. С. 52–62. DOI: 10.31857/S013216250010001-4

8. Пугач В.Ф. Массовое высшее образование в России: особенности динамики // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. No 2. С. 74–82. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-2-74-8

9. Петров В.Л., Пугач В.Ф. Привлекательность образования в России: достижения и проблемы // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 4 С. 29–39. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-4-29-39

10. Hitlin S., Piliavin J.A. (2004) Values: Reviving a Dormant Concept // Annual Review of Sociology. Vol. 30. P. 359–393. DOI: 10.1146/annurev.soc.30.012703.110640

11. Быков А.В., Настина Е.А. Взаимосвязи ценностных установок и карьерных достижений (по данным исследования молодёжи) // Социологические исследования. 2020. № 8. С. 67–77. DOI: 10.31857/S013216250009288-9

12. Демиденко С.Ю. Трудоустройство, карьера, мобильность молодёжи: институциональные и личностные факторы // Социологические исследования. 2020. № 2. С. 160–162. DOI: 10.31857/S013216250008523-8

13. Кылгыдай А.Ч., Ойдуп Т.М. Профессиональная ориентация выпускников школ в Республике Тыва // Социологические исследования. 2020. № 4. С. 149–153. DOI: 10.31857/S013216250009162-1

14. Скалабан И.А., Осьмук Л.А., Колесова О.В., Черепанов Г.М. Дороги старые и новые: образовательные стратегии российских абитуриентов в выборе университета обучения // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 2. С. 50–62. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-2-50-62

15. Богуславский М.В., Ладыжец Н.В., Санникова О.В., Неборский Е.В. Взаимодействие университета с региональными субъектами в оценках профессорско-преподавательского состава // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 4. С. 40–47. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-4-40-49

16. Байкин А.А., Мамченко О.П., Исаева О.В., Поддубнова С.А. К вопросу о профессиональном самоопределении абитуриента // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 4. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27853 (дата обращения: 16.02.2022).


Рецензия

Просмотров: 469


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)