Нравственные основания теории обучения и воспитания в русском неокантианстве
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-3-96-107
Аннотация
В статье раскрывается особенность построения педагогических исследований в традиции русского неокантианства. Акцентируется внимание на двух позициях: 1) философия и педагогика дополняют друг друга в рамках практической философии при определении телеологической причины обучения и воспитания, 2) духовно-нравственные основания обусловливают продуктивность процесса формирования свободной и креативной личности. Выявляется специфика концепции нравственного образования С.И. Гессена по отношению к теории социальной педагогики П. Наторпа. Проводится компаративистский анализ методологических подходов А.И. Введенского и А.В. Вейдемана к определению цели обучения и воспитания. Новизна рассмотрения отражается в актуализации слабоизученных научных работ русских неокантианцев, которые находились в едином поле философского дискурса с западноевропейской философской проблематикой. Актуальность исследования определяется проблемой значимости духовно-нравственных ценностей в контексте институционального образования. На основе комплексного исследования, а также исторической и философской реконструкции намечается общая тенденция педагогических исследований русских неокантианцев к формированию чёткого осознания свободы и её пределов. В заключении статьи сформулированы утверждения, имеющие потенциал для историко-философского исследования, а также для выявления эффективных моделей соотношения научных знаний и духовно-нравственных ценностей.
Об авторах
П. А. ВладимировРоссия
Владимиров Павел Анатольевич – кандидат философских наук, ассистент, доцент
117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6
119571, Москва, проспект Вернадского, 82
А. В. Лебедева
Россия
Лебедева Анастасия Владимировна – аспирант, ассистент
117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6
Список литературы
1. Риккерт Г. Философия жизни. Киев : НикаЦентр, 1998. 512 с. ISBN: 9-66521-097-1
2. Наторп Н. Избранные работы. М. : Территория будущего, 2006. 384 с. ISBN: 5-91129-046-4
3. Belov V.N., Karagod J.G. The War and the Nature of National Education in the Works of Russian Neokantians // Proceedings of 4th International Conference on Education, Language, Art and Intercultural Communication (ICELAIC 2017). 2017. Vol. 142. P. 12–15. DOI: https://doi.org/10.2991/icelaic-17.2017.4
4. Введенский А.И. Новое и лёгкое доказательство философского критицизма. СПб. : Сенатская типография, 1909. 25 с.
5. Введенский А.И. Логика для гимназий. СПб. : Тип. М.М. Стасюлевича, 1915. 181 с.
6. Введенский А.И. Логика как часть теории познания. СПб. : Тип. М.М. Стасюлевича, 1917. 432 с.
7. Введенский А.И. Психология без всякой метафизики. СПб. : Тип. М.М. Стасюлевича, 1917. 391 с.
8. Введенский А.И. О пределах и признаках одушевления. СПб. : Тип. В.С. Балашова, 1892. 119 с.
9. Степин В.С. Теоретическое знание. М. : Прогресс-Традиция, 2003. 744 с. ISBN: 5-89826- 053-6
10. Виндельбанд В. Избранное: Дух и история. М. : Юрист, 1995. 687 с. ISBN: 5-7357-0049-9
11. Гессен С.И. Основы педагогики: введение в прикладную философию. М. : Школа-Пресс, 1995. 448 с. ISBN: 5-88527-082-1
12. Kant I. Kritik der praktischen Vernunft. Leipzig : Verlаg von F. Meiner, 1922. 284 S.
13. Степун Ф.А. Памяти С.И. Гессена // Степун Ф.А. Портреты. СПб. : Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 1999. С. 294-298. ISBN: 5-87516-251-1
14. Гессен С.И. Философия наказания // Гессен С.И. Избранное / Сост. Е.Л. Петренко. М. : РОССПЭН, 2010. ISBN: 978-5-8243-1297-3 С. 395–826.
15. Рубинштейн М.М. Педагогика или психологическая педагогика? // Вопросы философии и психологии. 1912. Т. 113 (III). С. 418–436.
16. Рубинштейн М.М. Педагогические идеи Платона // Вопросы философии и психологии. 1914. Т. 124 (IV). С. 400–461.
17. Ковальчук С.Н. Александр Вейдеман – философ из Петербурга. Непарадная биография на основе архивных источников // Вестник СПбГУ. История. 2016. Вып. 1. С. 31–41. URL: http://vestnik.spbu.ru/html16/s02/s02v1/03.pdf (дата обращения: 09.02.2022).
18. Вейдеман А.В. Мышление и бытие (логика достаточного основания). Рига : Саламандра, 1927. 335 с.
19. Малинов А.В. Социологические исследования А.С. Лаппо-Данилевского: исследования и материалы. СПб. : РХГА, 2017. 336 с. ISBN: 978-5-88812-824-4
20. Вейдеман А.В. Оправдание зла: дополнительные материалы трагики. Рига : Логос, 1939. 221 с.
21. Ковальчук С.Н. Настоящий изгнанник с собой всё уносит: судьбы учёных-эмигрантов в Латвии 1920–1944 гг. М. : Новый хронограф, 2017. 432 с. ISBN: 978-5-94881-346-2
22. Артём-Александров К.В. Александр Вейдеман – его имени нет в справочниках по русской философии // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2019. Т. 20. Вып. 1. С. 148–158. URL: https://m.rhga.ru/upload/iblock/46e/46e792a00a02b3d29518f52d5cd7bc9f.pdf (дата обращения: 09.02.2022).
23. Hanuszkiewicz W. Concepts of pedagogy as an applied philosophy: Paul Natorp, John Dewey and Sergius Hessen // Argument: Biannual Philosophical Journal. 2019. № 9 (2). P. 201–223. DOI: 10.24917/20841043.9.2.2
24. Дмитриева Н.А. Вокруг «социальной педагогики» Пауля Наторпа: В.Ф. Динзе в полемике о национальном воспитании. Ч. 2 // Кантовский сборник. 2017. № 1 (36). С. 66–89. DOI: 10.5922/0207-6918-2017-1-6
25. Сидненко Т.И. Педагогический потенциал наследия А.С. Лаппо-Данилевского в контексте модернизации образовательной среды // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2019. № 2. С. 108–122. URL: https://lengu.ru/download/79568 (дата обращения: 09.02.2022)