Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Легитимация университета в современной культуре

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-22-3-108-123

Аннотация

Авторы статьи предлагают рассмотреть университет как значимый культурный топос. Значимость топоса обеспечивается нарративом, который является его неотъемлемой частью, отражает ценностную ориентацию в культуре и вписывает в неё университет. Исторические примеры университетов авторы приводят для подкрепления своего тезиса о том, что этот нарратив в большей степени рождается не во внутренних университетских процессах становления, а в реакции на внешние культурные вызовы. Современная ситуация такими вызовами изобилует, а потому создание легитимирующего нарратива для университета оказывается довольно проблемным. Авторы рассматривают влияние таких факторов, как массовизация, медиа-коммуникация, социальные, демографические изменения и др. Самолегитимация университета, как показывают авторы на примерах современных отечественных и зарубежных образовательных институтов, происходит в том числе в визуальной плоскости. Университеты репрезентируют собственную позицию, историю и актуальные ценности, создавая собственный визуальный код. В качестве примеров приводятся современные сайты университетов с теми визуальными изображениями, которые представлены на их заглавных страницах. На основании этого материала авторы делают вывод об основных современных стратегиях самолегитимации университета как позиционировании на условных шкалах: традиции и инновации, лояльность власти и независимость от неё, история и сообщество.

Об авторах

М. А. Васильева
Санкт-Петербургский горный университет
Россия

Васильева Марина Александровна – кандидат философских наук, ассистент кафедры философии

199406, Санкт-Петербург, Малый проспект Васильевского острова, 83



О. В. Беззубова
Санкт-Петербургский горный университет
Россия

Беззубова Ольга Владимировна – кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии

199406, Санкт-Петербург, Малый проспект Васильевского острова, 83



Список литературы

1. Аврус А.И. История российских университетов: Очерки. М. : Моск. обществ. науч. фонд, 2001. 86 с.

2. Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в Средние века / Пер. А.М. Руткевича. СПб. : Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2003. ISBN 5-288-03334-Х

3. Морозов О.В. Университетские юбилеи в России и Германии в начале ХХ века: Дисс… канд. истор. наук. М., 2016.

4. Суворов Н.С. Средневековые университеты. М. : Либроком, 2012. ISBN 978-5-397-02439-6

5. Андреев А.Ю. Российские университеты XVIII – первой половины XIX века в контексте университетской истории Европы. М. : Знак, 2009. 640 c. IBSN: 978-5-9551-0320-4

6. фон Гумбольдт В. О пределах государственной деятельности. Челябинск: Социум, 2009. 304 с. ISBN: 978-5-91603-110-2

7. Кант И. Ответ на вопрос: Что такое Просвещение? // Кант И. Сочинения в шести томах / Под общ. ред. В.Ф. Асмуса, А.В. Гулыги, Т.И. Ойзермана. Т. 6. М. : Мысль, 1966. 743 с.

8. Никольский В. Университетская автономия и академическая свобода // Высшее образование в России. 2008. № 6. С. 147–155. URL: http://vovr.ru/upload/nikolsky6-08.pdf (дата обращения: 25.02.2022).

9. Беззубова О.В. Музей и политика памяти // Международный журнал исследования культуры. 2016. № 3 (24). С. 76–84. URL: https://old.culturalresearch.ru/files/open_issues/03_2016/ijcr_3-24-2016_bezzubova%2076-84.pdf (дата обращения: 25.02.2022).

10. Беззубова О.В. Музей как новая форма коммеморации: культура и политика // Мировые тренды и музейная практика в России: Сб. статей междунар. науч. конф. / Отв. ред. А.А. Сундиева. М. : Изд-во РГГУ, 2019. С. 212–220. ISBN: 978-5-7281-2323-1

11. Geiger R. (Ed). The American College in the Nineteenth Century. Nashville: Vanderbilt University Press, 2000. 368 р. ISBN: 978- 0826513366

12. Hofstadter R. Academic Freedom in the Age of the College. NJ: Transaction, 1996. DOI: https://doi.org/10.4324/9781351288927

13. Вишленкова Е.А., Галиуллина Р.Х., Ильина К.А. Русские профессора: университетская корпоративность или профессиональная солидарность. М. : НЛО, 2012. 650 с. ISBN: 978- 5-86793-945-8

14. Вишленкова Е.А. Темпоральность и восприятие времени в российском университете XIX века (Часть 1) // Культурологический журнал. 2011. № 1(3). URL: http://cr-journal.ru/files/file/05_2011_11_03_59_1306307039.pdf (дата обращения: 25.02.2022).

15. Вишленкова Е.А., Дмитриев А.Н. Удобное прошлое для одной корпорации: постсоветские университеты в поисках классического статуса // Русская антропологическая школа. Труды. Вып. 7. М. : Изд-во РГГУ, 2010. С. 381–396. ISBN: 978-5-7281-1160-3

16. Мальцева В.А., Шабалин А.И. Не-обходной манёвр, или Бум спроса на среднее профессиональное образование в России // Вопросы образования. 2021. № 2. С. 10–42. DOI: 10.17323/1814-9545-2021-2-10-42

17. Маклюэн М. Понимание медиа: внешнее расширение человека. М., Жуковский : КАНОНПресс-Ц, Кучково поле, 2007. 464 с. ISBN 5-86090-102-Х

18. Assmann A. The Printing Press and the Internet: From a Culture of Memory to a Culture of Attention // Globalization, Cultural Identities, and Media Representations. NY : State University of NY Press, 2006. P. 11–23.

19. Коновалова Т.Л. Российский рынок труда в условиях цифровой трансформации // Профессиональная ориентация. 2019. № 2. С. 15–20. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41804058 (дата обращения: 25.02.2022).

20. Шашкова С.Н., Кондратенко Н.А. Современные тенденции развития института образования // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2021. № 3. С. 98–107. DOI: 10.24412/2071-6141-2021-3-98-107

21. Шестакова И.Г. Прогрессофобия в новой темпоральности цифрового мира // Вопросы философии. 2021. № 7. С. 61–71. DOI: https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-7-61-71

22. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Пер. с фр. Н.А. Шматко. М. : Ин-т экспериментальной социологии, 1998. URL: https://gtmarket.ru/library/basis/3097 (дата обращения: 25.02.2022).

23. Маннулина Э.Б. Постпостмодернизм: между субъектом и абсолютно внешним // Философия и культура. 2020. № 4. DOI: 10.7256/2454-0757.2020.4.31842

24. Артеменко А.П., Артеменко Я.И. От постмодерна к метамодерну: формирование современных визуальных практик // Вестник Томского гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2020. № 58. С. 47–57. doi: 10.17223/1998863X/58/5

25. Нечаева Е.А. Метамодернизм как дискурс нового антропологического мифа // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2021. № 1. С. 191–202. doi: 10.29025/2079-6021-2021-1-191-202

26. Макиенко М.А. «Смарт» как парадигма современной культуры // Вестник Томского гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. 2020. № 39. С. 52–65. DOI: 10.17223/22220836/39/6

27. Нетесова М.В. Smart society: подходы и интерпретации // Векторы благополучия: экономика и социум. 2020. № 4 (39). С. 32–41. DOI: https://doi.org/10.18799/26584956/2020/4(39)/1038

28. Хлыщева Е.В. Метамодерн как новое мировидение: синтез массового и элитарного // Вопросы элитологии. 2021. Т. 2. № 2. С. 10–21. DOI: https://doi.org/10.46539/elit.v2i2.60

29. Clemes M.D., Gan C., Kao T. University Student Satisfaction: An Empirical Analysis // Journal of Marketing for Higher Education. 2008. Vol. 17. Issue 2. P. 292–325. DOI: https://doi.org/10.1080/08841240801912831

30. Palacio A.B., Meneses G.D., Pérez Pérez P.J. The configuration of the university image and its relationship with the satisfaction of students // Journal of Educational Administration. 2002. Vol. 40. Issue 5. P. 486–505. DOI: 10.1108/09578230210440311

31. Нащокина М.В. Античное наследие в архитектуре позднего русского классицизма // Русский классицизм второй половины XVIII – начала XIX века / Отв. ред. Г.Г. Поспелов. М. : Изобразительное искусство, 1994. C. 184–193. ISBN: 9785852001597

32. Ямпольский М. Без будущего. Культура и время. СПб.: Порядок слов, 2018. 122 с. ISBN: 978-5-6040868-3-4


Рецензия

Просмотров: 548


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)