Реализация проектной деятельности в системе студентоцентрированного обучения
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-3-140-151
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы реализации учебной проектной деятельности в вузах как части студентоцентрированного образовательного процесса и повышения эффективности профессиональной подготовки студентов. Проводится критическое сравнение базовых элементов и признаков проектной деятельности и СЦО. Автор обосновывает трёхзвенную систему «преподаватель – студент – преподаватель» и методику реализации проектной деятельности с учётом базовых принципов СЦО. В соответствии с разработанной системой на первом этапе преподаватель организует деятельность студента над проектом с обязательным участием обучающегося в обсуждении темы, проблемы, цели, в определении собственных требований к реализации проекта и отдельных задач. На втором этапе методология определяет организацию самостоятельной работы над проектом обучающегося с учётом его личных качеств и опыта, а активное управление самостоятельной работой позволяет выстраивать индивидуальную образовательную траекторию студента. На третьем этапе определяется деятельность преподавателя по организации освоения обучающимся компетенций, которая базируется на партнёрском взаимодействии и обмене мнениями между преподавателем и обучающимися, на личной критической оценке студентом результатов проекта. Автор предлагает положительно оценивать неполные или ошибочные результаты при наличии правильного пути и метода достижения поставленных задач и использовать прозрачные, объективные и понятные студенту критерии оценки результатов его работы.
Об авторе
И. Н. МишинРоссия
Мишин Игорь Николаевич – доктор сельскохозяйственных наук, профессор кафедры
214000, г. Смоленск, ул. Большая Советская, д.10/2
Список литературы
1. Кисель О.В., Дубских А.И., Бутова А.В. Трудности применения студентоцентрированного подхода в российском высшем образовании // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 8-9. С. 95–103. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-8-9-95-103
2. Данейкин Ю.В., Калпинская О.Е., Федотова Н.Г. Проектный подход к внедрению индивидуальной образовательной траектории в современном вузе // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 8-9. С. 104–116. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-8-9-104-116
3. Кудинова О.С., Скульмовская Л.Г. Проектная деятельность в вузе как основа инноваций // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 4. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27928 (дата обращения: 15.02.2022).
4. Prince M., Felder R. Inductive teaching and learning methods: Definitions, comparisons, and research bases // Journal of Engineering Education. 2006. No. 2(95). DOI: https://doi.org/10.1002/j.2168-9830.2006.tb00884.x
5. Проектное обучение. Практики внедрения в университетах / Под ред. Л.А. Евстратовой, Н.В. Исаевой, О.В. Лешукова. М. : Открытый университет Сколково, 2018. 149 с. DOI: 10.17323/978-5-7598-1916-5
6. Сенашенко В.С. Уровни сопряжения системы высшего образования и сферы труда // Высшее образование в России. 2018. № 3 (27). С. 38–47. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/1312 (дата обращения: 15.02.2022).
7. Зиятдинова Ю.Н., Сангер Ф.А. Проектное обучение для подготовки инженера XXI века // Высшее образование в России. 2015. № 3. С. 92–97. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/150 (дата обращения: 15.02.2022).
8. Savin-Baden M. Challenging Models and Perspectives of Problem-Based Learning // Management of Change. Leiden, The Netherlands : Brill. Sense, 2007. DOI: https://doi.org/10.1163/9789087900922_003
9. Шкунова А.А., Плешанов К.А. Организация проектной деятельности студентов в вузе: результаты научного исследования и перспективы развития // Вестник Мининского университета. 2017. № 4. DOI: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2017-4-4
10. Easter B., Evans B. Student Views of Class Projects as Learning Experiences // SCHOLE: A Journal of Leisure Studies and Recreation Education. 2014. Vol. 29. Issue 2. P. 25–42. DOI: https://doi.org/10.1080/1937156X.2014.11949719
11. Retna K.S. Insights from the use of Gardner’s notions of Mindset: Group work // Journal of Further and Higher Education. 2015. Vol. 39. Issue 2. P. 180–204. DOI: https://doi.org/10.1080/0309877X.2013.817003
12. Moust J.H.C., Berkel H.J.M.V., Schmidt H.G. (2005). Signs of Erosion: Reflections on Three Decades of Problem-based Learning at Maastricht University // Higher Education. 2005. Vol. 50. P. 665–683. DOI: https://doi.org/10.1007/s10734-004-6371-z
13. Хамидулин В.С. Модернизация модели проектно-ориентированного обучения в вузе // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 1. С. 135–149. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-1-135-149
14. Соснин Н.В. О проблеме трансляции компетенций в содержание обучения // Высшее образование в России. 2014. № 12. С. 64–71. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/82/32 (дата обращения: 15.02.2022).
15. Attard A., Di Iorio E., Geven K., Santa R. Student-Centred Learning. Toolkit for students, staff and higher education institutions. European students’ union. Brussels, 2010. URL: https://www.esu-online.org/?publication=student-centredlearning-toolkit-students-staff-higher-education-institutions (дата обращения: 15.02.2022).
16. Воронов В.В. Методы обучения в высшей школе в рамках студентоцентрированного подхода // Педагогическое образование и наука. 2019. № 4. С. 27–31. URL: https://www.pnzgu.ru/files/pnzgu.ru/news/2020/yanvar/16/zhurnal4.pdf (дата обращения: 15.02.2022).
17. Гнутова И.И. От «перевёрнутого класса» к «перевёрнутому обучению»: эволюция концепции и её философские основания // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 3. С. 86–95. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-3-86-95