Формирование резерва руководящих кадров образовательных и научных организаций
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-5-9-24
Аннотация
В статье представлена комплексная система формирования резерва руководящих кадров для образовательных и научных организаций, включающая модель управленческих компетенций, методологию отбора и валидный инструментарий оценки кандидатов на высшие управленческие позиции в сфере образования и науки.
Для создания модели применены компетентностный подход, инструменты национальной системы квалификации, социологический опрос действующих руководителей вузов и научных институтов.
Описан порядок отбора потенциальных руководителей, методика разработки кейсовых оценочных заданий, приведены критерии, обеспечивающие объективность оценки их выполнения.
Обоснована востребованность актуализации квалификационных характеристик руководителей университетов и научных институтов; внедрения системы объективной диагностики сформированности компетенций соискателей руководящих должностей; разработки типовых и индивидуализированных программ повышения квалификации. Показано, что масштабирование системы обеспечит решение комплекса задач по опережающей подготовке управленческих кадров.
Об авторах
А. B. ВолковаРоссия
Волкова Ангелина Владимировна – руководитель Отдела образовательных программ и систем оценки профессиональных квалификаций Фонда инфраструктурных и образовательных программ
117036, Москва, проспект 60-летия Октября, 10А
М. М. Кузьминов
Россия
Кузьминов Максим Михайлович – специалист Ресурсного центра «Центр социологических и Интернет-исследований» Научного парка
Researcher ID: C-8691-2019
191124, Санкт-Петербург, улица Смольного 1/3
О. Л. Митрякова
Россия
Митрякова Ольга Леонидовна – кандидат экономических наук, доцент
Researcher ID: 931787
107023, Москва, Большая Семеновская, 38
М. М. Русакова
Россия
Русакова Майя Михайловна – кандидат социологических наук, директор Ресурсного центра «Центр социологических и Интернет-исследований» Научного парка
Researcher ID: N-3281-2017
191124, Санкт-Петербург, улица Смольного 1/3
А. А. Факторович
Россия
Факторович Алла Аркадьевна – доктор педагогических наук, доцент, зам. генерального директора
109240 Москва, Котельническая набережная, 17
Список литературы
1. Гусев А.Б., Юревич М.А. Доклад «Научная политика России – 2021 год». М. : Буки Веди, 2021. 96 с. ISBN: 978-5-6041589-0-6
2. Резник С.Д., Фомин Г.Б. Организация деятельности ректора высшего учебного заведения // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. Т. 1. № 1. С. 279–283. URL: https://vestnik.kemsu.ru/jour/article/view/53 (дата обращения: 13.04.2022).
3. Liu Xian-jun. University President and Strategy – Several Problems Needed to Be Studied in the University Strategy Administration of China // Journal of Higher Education. 2006. Vol. 27. No. 6. P. 1–7. URL: http://caod.oriprobe.com/articles/23180736/University_president_and_strategy%E2%80%94%E2%80%94Several_problems_needed_to_be_studi.htm (дата обращения: 13.04.2022).
4. Mabel Tan, Fatt Hee Tie, Yan Piaw Chua. Leadership Orientations of an Educational Leader in a Private University in Malaysia // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014. No. 114. P. 681–686. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2013.12.767
5. Rosser J. The Role of the University President in Realizing the Multicultural University // American Behavioral Scientist. 1990. Vol. 34. No. 2. P. 223–231. https://doi.org/10.1177/0002764290034002010
6. Slinker J.M. The Role of the College or University President in Institutional Advancement (Unpublished doctoral dissertation). Northern Arizona University, 1988.
7. Legon R., Lombardi J., Rhoades G. Leading the University: The Roles of Trustees, Presidents, and Faculty // Change: The Magazine of Higher Learning. 2013. Vol. 45. No. 1. P. 24–32. https://doi.org/10.1080/00091383.2013.749144
8. Bolman L., Deal T. Leadership Orientations (Self). Brookline, MA : Leadership Frameworks, 1990.
9. Cook C.E. Study Abroad for Chinese University Presidents: How China is Reforming Higher Education // Change: The Magazine of Higher Learning. 2008. Vol. 40. No. 3. P. 32–39. https://doi.org/10.3200/CHNG.40.3.32-39
10. Deem R., Ozga J. Coping with Crises and Changing Engendered Cultures: Feminist Academic Managers in UK Higher Education. Paper presented at the Society for Research into Higher Education Conference «Working in Higher Education». Cardiff, 1996.
11. Havice P.A., Williams F.K. Achieving Balance: Lessons Learned from University and College Presidents // College Student Affairs Journal. 2005. Vol. 24. No. 2. P. 128–136. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ956998.pdf (дата обращения: 13.04.2022).
12. Резник С.Д. Карьера ректора: какой ей быть? // Университетское управление: практика и анализ. 2009. № 5. С. 7–14. URL: https://www.umj.ru/jour/article/view/703 (дата обращения: 13.04.2022).
13. Резник С.Д. Организация, планирование и самоконтроль личной деятельности ректора // Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 2. С. 80–93. URL: https://www.umj.ru/jour/article/view/549 (дата обращения: 13.04.2022).
14. Грудзинский А.О. Стратегическое управление университетом: от плана к инновационной миссии // Университетское управление: практика и анализ. 2004. № 1. С. 9–20. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=9208889 (дата обращения: 13.04.2022).
15. Жданов П.А., Тростянская И.Б., Барсуков А.А., Полихина Н.А. Портрет современного ректора: необходимые компетенции на глобальном научно-образовательном рынке // Вопросы образования. 2019. № 2. С. 130–158. https://doi.org/10.17323/1814-95452019-2-129-158
16. Галажинский Э.В. Востребованные компетенции руководителей университетов: мировые тренды vs российские процессы в образовании // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 2. С. 6–8. https://doi.org/10.15826/umpa.2017.02.013
17. Данилюк А.Я., Клинк О.Ф., Факторович А.А. Рамка общих компетенций: назначение и применение // Национальная система квалификаций России. 2021. № 2. С. 74–86. URL: https://nsk-forum.ru/upload/iblock/326/5kki2ymmtheszfw2syp3mue61xm71byk.pdf (дата обращения: 13.04.2022).
18. Лейбович А.Н., Факторович А.А., Перевертайло А.С., Лушников С.А. Разработка и применение оценочных средств для проведения профессиональных экзаменов: сборник методических рекомендаций / Под общ. ред. А.Н. Лейбовича. М. : Перо, 2017. ISBN: 978-500122-042-8
19. Пикулёва О.А. Социальная психология самопрезентации личности: Автореф. дис. … д-ра психол. наук. Санкт-Петербург, 2014. URL: http://irbis.gnpbu.ru/Aref_2014/Pikuleva_O_A_2014.pdf (дата обращения: 13.04.2022).
20. Данилюк А.Я., Факторович А.А. Общие компетенции. М. : Авторская мастерская, 2020. 212 с.
21. Волкова А.В. Модель кадрового обеспечения нового поколения // Национальная система квалификаций России. 2021. № 2. С. 6–11. URL: https://journal.nark.ru/wp-content/uploads/2022/01/NSKR-2.pdf (дата обращения: 13.04.2022).