Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Университет в условиях неопределённости и сложности будущего

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-5-102-117

Аннотация

Выполнен анализ роли и места университета в концепциях переустройства базовых оснований общества на принципах широкого использования информационно-коммуникационных технологий. Установлено, что в отечественной системе подготовки высококвалифицированных кадров для новой экономики сложились и обостряются противоречия между её элементами. С одной стороны, университеты располагают высоким интеллектуальным потенциалом преподавателей и учёных, представляющих поколения X и Y, в них обучается креативная часть поколения Z. В миссии университета представлен оптимистический сценарий будущего как продукт университетских дискуссий. С другой стороны, государство и бизнес-сообщество определяют контуры будущего в категориях простоты, определённости, линейного развития и высокой управляемости. Данный подход противоречит глобальным фундаментальным векторам, указывающим на умение работать в условиях сложности и неопределённости. Методологическим основанием исследования стали системный, конструктивистский и трансдисциплинарный подходы, применение теоретических основ сложных систем к социальным процессам, и прежде всего – к системе университетского образования России. В исследовании рассмотрены: ключевые особенности концептуально-образного понимания будущего, представленные в концепциях Индустрия 4.0, Общество 5.0, Университет 4.0 и стратегических документах Правительства России; основные параметры университета в иерархии элементов системы профессиональной, гражданской и социальной подготовки будущего поколения. Основные выводы: 1) неопределённость и сложность будущего не являются препятствием для сценарного прогнозирования в сфере высшего образования как питательной среды для общества знаний; 2) движение в этом направлении будет иметь успех, если государство и бизнес-сообщество перейдут на более высокий уровень стратегического планирования; 3) целевыми ориентирами будущего становятся академически свободный университет, гуманистически ориентированные государственные реформы и программы модернизации общества, социально ориентированный бизнес (инвестиции для человека). Результаты исследования могут быть использованы в практике российского и международного университетского образования.

Об авторах

Г. И. Ловецкий

Россия

Ловецкий Геннадий Иванович – доктор философских наук, профессор



П. В. Самылов
Калужский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Россия

Самылов Павел Васильевич – кандидат исторических наук, доцент

248021, г. Калуга, ул. Окружная, 4, корп. 3



В. Г. Косушкин
ООО «Фокон»
Россия

Косушкин Виктор Григорьевич – доктор технических наук, профессор, директор по развитию и инновациям

121205, г. Москва, Большой бульвар, 42, стр. 1



Список литературы

1. Загидуллина Г.М., Соболев Е.А. Технологические уклады, их роль и значение в развитии инновационной экономики России // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. 2014. № 4 (30). С. 348–355. URL: https://izvestija. kgasu.ru/files/4_2014/348_355_Zagidullina_ Sobolev.pdf (дата обращения: 08.04.2022).

2. Малинецкий Г.Г. Российская цивилизация: смыслы, ценности, будущее. Тезисы // АНО «Центр междисциплинарных исследований им. С.П. Курдюмова “Сретенский клуб”». 2019. 29.09. URL: https://spkurdyumov.ru/future/rossijskaya-civilizaciya-smysly-cennostibudushhee/ (дата обращения: 08.04.2022).

3. Канке В.А. Общая философия науки: учеб. для вузов. М. : Омега-Л, 2009. 354 с.

4. Князева Е.Н. Стратегия управления динамической сложностью // Форсайт. 2020. Т. 14. № 4. С. 34–45. DOI: 10.17323/2500-2597-2020.4.34.45

5. Урри Дж. Как выглядит будущее? / Пер. с англ. А. Матвеевой. М. : Дело РАНХиГС, 2019. 320 с.

6. Галкин В.А., Еськов В.В. Социофилософские аспекты предложения W. Weaver о системах трёх типов // Сложность. Разум. Постнеклассика. 2021. № 1. C. 35–47. DOI: 10.12737/2306-174X-2021-29-36

7. Кузьмин С.А. Социальные системы: развитие и метаморфозы. К вопросу о перспективах переходной экономики России. М. : Academia, 2006. 344 с.

8. Ricardo R. Review: Quantum mind and social sciences // E-International Relations. 2020. May 10. URL: https://www.e-ir.info/2020/03/10/review-quantum-mind-and-social-science/ (дата обращения: 08.04.2022).

9. Сыч В.В. Развитие системы образования и науки в условиях становления Индустрии 4.0 // Гуманитарий Юга России. 2020. Т. 9 (43). № 3. С. 92–98. DOI: 10.18522/2227-8656.2020.3.5

10. Карпенко А.Ю. Миссия университета в период современного кризиса университетского образования // Гуманитарий Юга России. 2017. Т. 6. № 2. C. 291–302. URL: https://www.jour.fnisc.ru/index.php/hsr/article/view/5107/4905 (дата обращения: 08.04.2022).

11. Чепуренко А., Вюрвих М. Историко-институциональные аспекты роли университетов в развитии предпринимательства // Форсайт. 2019. Т. 13. № 4. C. 48–59. DOI: 10.17323/25002597.2019.4.48.59

12. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А., Амбарова П.А. Нелинейность развития высшего образования: контуры концепции и возможные макрорегиональные практики // Высшее образование в России. 2016. № 12 (207). C. 34–44. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/900 (дата обращения: 08.04.2022).

13. Романов Е.В. Оценка эффективности деятельности российских вузов: нужно ли менять парадигму? // Образование и наука. 2021. Т. 23. № 6. С. 84–125. DOI: 10.17853/1994-5639-2021-6-83-125

14. Ивахненко Е.Н. Отечественное образование как система и объект управления // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 8-9. С. 9–23. DOI: 10.31992/0869-3617-2018-27-8-9-9-23

15. Козлов М.В. Тенденции перехода к социально-экономической кибернетике // Вестник Пермского университета. Математика. Механика. Информатика. Вып. 1(52). 2021. C. 61–69. DOI: 10.17072/1993-0550-2021-1-61-69

16. Манн С. Теория хаоса и стратегическое мышление: Пер. с англ. // АНО «Центр междисциплинарных исследований им. С.П. Курдюмова “Сретенский клуб”». URL: https://spkurdyumov.ru/what/mann/ (дата обращения: 08.04.2022).

17. Шваб К. Технологии Четвёртой промышленной революции: Пер. с англ. М. : Эксмо, 2018. 320 с. ISBN: 978-5-04-095268-7

18. Abood D., Quilligan A. Industry X.0 Combine and Conquer. Unlocking the Power of Digital. Accenture, 2017. URL: https://www.accenture.com/_acnmedia/Accenture/ConversionAssets/DotCom/Documents/Global/PDF/Dualpub_26/Accenture-Industry-XOwhitepaper (дата обращения: 08.04.2022).

19. Urry J. Climate Change & Society. Cambridge : Polity Press, 2012. 200 p. ISBN: 9780745650371

20. Ловецкий Г.И., Широбокова Е.Ю. Общество 5.0: социально-философский анализ // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2020. № 10. С. 86–91. DOI: 10.20339/AM.10-20.086

21. Аршинов В.И., Буданов В.Г. Сетевые информационные революции и большой антропологический переход: эволюционный аспект // Сложность. Разум. Постнеклассика. 2020. № 4. С. 40–51. DOI: 10.12737/2306-174X-2021-46-56

22. Бровкин А.В. Проблемы современной российской системы высшего образования и пути их решения в интересах всех участников образовательного процесса. Ч. 1 // Современное образование. 2018. № 1. С. 1–10. DOI: 10.25136/2409-8736.2018.1.25053

23. Емелин В.А., Солдатова Г.У. Феномен многозадачности в контексте культурноисторических трансформаций и растущей сложностности в информационном обществе // Вестник Московского Университета. Сер. 14. Психология. 2021. № 3. C. 4–22. DOI: 10.11621/vsp.2021.03.01

24. Пелипенко А.А. Манифест неомодерна // Личность. Культура. Общество. 2016. Т. XVIII. Вып. 3-4 (91-92). С. 40–49.

25. Неборский Е.В. Сегодняшнее завтра: глобальные риски как фактор трансформации высшего образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 1. № 4 (69). C. 62–74. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43792563 (дата обращения: 08.04.2022).

26. Яковлева Е.Л. Электронный кочевник: от мифа к логосу и мифу // Будущее в настоящем: человеческое измерение цифровой эпохи: Материалы III Междунар. науч. конф.Гуманитарные Губкинские чтения (Москва, 5–6 апреля 2018 г.). Ч. 2. М. : РГУ нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина, 2018. С. 116–120. URL: https://www.gubkin.ru/konferentsii-i-vystavki/gumanitarnye-gubkinskie-chteniya/sbornik_2.pdf (дата обращения: 08.04.2022).

27. Черникова Д.В., Черникова И.В. Эволюция университета в ракурсе социальной эпистемологии // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 436. С. 90–96. DOI: 10.17223/15617793/436/10

28. Петрунёва Р.М., Васильева В.Д., Петрунёва Ю.В. Цифровое студенчество: мифы и реальность // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 11. С. 47–55. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-11-47-55

29. Талеб Н.Н. Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости: Пер. с англ. М. : КоЛибри, 2021. 736 с. ISBN: 978-5-389-09894-7

30. Etzkowitz H. Triple Helix: University–Industry– Government Innovation and Entrepreneurship. Routledge, 2017. 328 p. ISBN: 978-0415964517

31. Юдин Б.Г. 2011.04.002. Ицковиц Г. Тройная спираль. Университеты – предприятия – государство. Инновации в действии // Пер. с англ. под ред. А.Ф. Уварова. Томск: Изд-во Томск. гос. ун-та систем упр. и радиоэлектроники, 2010. 238 с. // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 8: Науковедение. Реферативный журнал. 2011. №4. С. 10–18. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=17097953 (дата обращения: 08.04.2022).

32. Беляев Г.Ю. Социально-цифровая среда как источник новых возможностей и новых рисков для современного образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 1. № 4 (69). С. 109–123. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43792567 (дата обращения: 08.04.2022).

33. Беглов М. Вернуть государство // Социологическое обозрение. 2021. Т. 20. № 2. С. 302–318. DOI: 10.17323/1728-192x-2021-3-302-318

34. Понкин И.В. Концепт цифрового государства: понятие, природа, структура и онтология. Государственная служба. 2021. № 5. С. 47–52. DOI: 10.22394/2070-8378-2021-23-5-47-52

35. Тощенко Ж.Т. Общество травмы: между эволюцией и революцией (опыт теоретического и эмпирического анализа). М. : Весь мир, 2020. 352 с. ISBN: 978-5-7777-0801-4

36. Perrow Ch. Normal Accidents. Living with High Risks Technologies. Princeton Univ. Press, 1999. 464 p. ISBN: 9780691004129

37. Кравченко С.А. Становление сложного социума: за гуманистический поворот // Гуманитарий Юга России. 2013. № 3. С. 141–146. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21468195 (дата обращения: 08.04.2022).

38. Магрук А. Неопределённость, знания и варианты будущего в Форсайт-исследованиях (на примере Индустрии 4.0) // Форсайт. 2020. Т. 14. № 4. С. 20–33. DOI: 10.17323/25002597.2020.4.20.33

39. Ивахненко Е.Н., Аттаева Л.И. Высшая школа: взгляд за горизонт // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 3. С. 21–34. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-3-21-34

40. Игнатьев В.П. Оппозиции и антиномии современной образовательной реальности // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 3. С. 87–103. DOI: 10.31992/08693617-202130-3-87-103

41. Шишлова Е.Э. Обновление содержания высшего образования в контексте современных социокультурных трендов // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 6. С. 70–79. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-6-70-79

42. Никифорова Н.В. «Места знания»: пространственный поворот в исследованиях науки, технологий и общества // Социология науки и технологий. 2021. № 3. С. 78–93. DOI: 10.24412/2079-0910-2021-3-78-93

43. Аршинов В.И., Буданов В.Г. Онтология и риски цифрового техноуклада: К вопросу о представлении социотехнического ландшафта // Сложность. Разум. Постнеклассика. 2019. № 2. С. 51–60. DOI: 10.12737/article_5d4834d5af2985.35191802

44. Брызгалина Е.В. Фундаментальное образование в современном университете как ответ на современные вызовы // Вестник ВГУ. Серия: Проблемы высшего образования. 2021. № 1. С. 5–9. URL: http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/educ/2021/01/2021-01-01.pdf (дата обращения: 08.04.2022).

45. Бирюкова А.В. Производственная практика в университете как стратегия трудоустройства молодёжи // Вестник Института социологии. 2020. Т. 11. № 3. C. 61–77. DOI: 10.19181/vis.2020.11.3.663

46. Мурата Х., Накамура К., Сирахада К. Перспективы сопроизводства знания для умной инфраструктуры // Форсайт. 2021. Т. 15. № 2. С. 52–64. DOI: 10.17323/2500-2597.2021.2.52.64


Рецензия

Просмотров: 1099


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)