От рутинной работы до творческой инициативы: как школа и вуз влияют на формирование личностных качеств и умений?
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-5-118-132
Аннотация
Школа и вуз как две ступени непрерывного образования оказывают огромное влияние на формирование личности молодого человека. Обучаясь в школе, молодые люди не всегда могут оценить полезность получаемых знаний, умений и формируемых качеств и их применимость в дальнейшей учёбе и жизни. В статье представлены результаты исследования влияния школы и вуза на формирование личностных качеств и умений студентов. Исследование проводилось авторами статьи в 2021–2022 гг.
Эмпирическую базу составили результаты исследования, проведённого среди студентов 1–3-х курсов четырёх московских вузов: Московского авиационного института (НИУ), Московского государственного педагогического университета, Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) и Государственного академического университета гуманитарных наук. В качестве методов исследования использовались анкетный опрос и мини-интервью. Цель исследования – выявить специфику влияния школы и вуза на формирование личностных качеств и умений учащихся московского региона.
Исследование показало, что в московском регионе школа в наибольшей степени влияет на формирование умений общаться, выполнять рутинную работу и подчиняться правилам, и таких качеств, как дисциплинированность, стрессоустойчивость, приспособляемость, терпимость, в то время как в вузе студенты учатся проявлять инициативу, ставить цели и реализовывать их, отстаивать своё мнение и решать нестандартные задачи, быть независимыми и гибкими. Участники опроса хотели бы, чтобы школа была больше нацелена на развитие творческих способностей учащихся, выработку их собственной позиции, им не хватает практики и интерактива на уроках, а также индивидуального подхода. Тем не менее многие качества и умения, выработанные в школе, пригодились в процессе обучения в вузе.
Об авторах
Е. А. КоганРоссия
Коган Евгения Александровна – кандидат социологических наук, доцент
125993, г. Москва, Волоколамское шоссе, 4
Е. И. Пронина
Россия
Пронина Елена Ивановна – старший научный сотрудник
117218, г. Москва, ул. Кржижановского, 24/35, корп. 5
Список литературы
1. Саралиева З.Х., Кутявина Е.Е. Голос детей и детский взгляд на взрослые проблемы // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 70–76. DOI: 10.7868/S0132162518030078
2. Белофост М.Г. Школа-вуз: к вопросу о преемственности и взаимосвязи // Гаудеамус. 2004. № 5. С. 192–194. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20167108 (дата обращения: 11.04.2022).
3. Доля Е.В. Преемственность деятельности школы и вуза в изучении иностранного языка в условиях реализации ФГОС // Мир науки. Педагогика и психология. 2016. Т. 4. № 3. URL: https://mir-nauki.com/PDF/09PDMN316.pdf (дата обращения: 11.04.2022).
4. Пузанова Ж.В., Ларина Т.И. Влияние обучения в вузе на изменение ценностных ориентаций обучающихся // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 4. С. 99–111. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-4-99-111
5. Константиновский Д.Л., Попова Е.С. Молодёжь в сфере образования: ожидания и мотивация // Россия реформирующаяся: ежегодник. Вып. 15 / Отв. ред. М.К. Горшков. М. : Новый Хронограф, 2017. С. 154–174. ISBN 978-5-94881-388-2
6. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Смысложизненные ценности в культурном пространстве российской молодёжи // Научный результат. Социология и управление. 2018. Т. 4. № 3. С. 3–13. DOI: 10.18413/2408-9338-2018-4-3-0-1
7. Ulug M., Ozden M.S., Eryilmaz A. The effects of teachers’ attitudes on students’ personality and performance // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2011. Vol. 30. С. 738–742. DOI: 10.1016/j.sbspro.2011.10.144
8. Dahmann S.C., Anger S. The impact of education on personality: Evidence from a German high school reform // IZA Discussion Paper. 2014. No. 8139. URL: https://www.iza.org/publications/dp/8139/the-impact-of-educationon-personality-evidence-from-a-german-highschool-reform (дата обращения: 11.04.2022).
9. Iulia H.R. The importance of the personal development activities in school // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. Т. 209. С. 558– 564. DOI: 10.1016/j.sbspro.2015.11.287
10. Schurer S., Kassenboehmer S.C., Leung F. Do universities shape their students’ personality? // IZA Discussion Paper. 2015. No. 8873. URL: https://docs.iza.org/dp8873.pdf (дата обращения: 11.04.2022).
11. Golsteyn B.H.H., Non A., Zólitz U. The impact of peer personality on academic achievement // Journal of Political Economy. 2021. Т. 129. №. 4. С. 1052–1099. https://doi.org/10.1086/712638
12. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М. : Омега-Л, 2007. 567 с. ISBN: 978-5-365-00446-7
13. Боронина Е.В., Лепещенко А.Е., Сычева Е.В. Психологический комфорт на уроке как условие развития личности ребёнка // Проблемы современной науки и образования. 2018. № 11 (131). С. 78–80. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36264066 (дата обращения: 11.04.2022).
14. Авчинникова С.О. Динамика ценностно-потребностных ориентаций и эмоционального комфорта студентов в период обучения в вузе // Общество: социология, психология, педагогика. 2019. № 11 (67). С. 76–80. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41864786 (дата обращения: 11.04.2022).
15. Логинов О.Н., Мусафирова Е.Н. Влияние учебной мотивации на успеваемость студентов вуза // Труды Международного симпозиума «Надёжность и качество» / Пензенский государственный университет. Пенза, 2010. Т. 1. С. 165–168. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15601620 (дата обращения: 11.04.2022).
16. Макарова М.Н., Коротких М.А. Взаимосвязь учебной мотивации студентов с их академическими характеристиками и ценностными ориентациями // Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. 2017. Т. 1. Вып. 3. С. 294–301. URL: https://journals.udsu.ru/sociology/article/view/1204/1192 (дата обращения: 11.04.2022).
17. Асеева И.Н., Кокорева Н.А. Влияние образовательной среды на формирование индивидуально-психологических особенностей личности школьника среднего звена // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2013. № 2 (14). С. 3–17. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21421973 (дата обращения: 11.04.2022).
18. Собкин В.С., Родионова К.Э. Учителя и учащиеся о целях и задачах школьного образования // Национальный психологический журнал. 2018. № 4 (122). С. 109–122. DOI: 10.11621/npj.2018.0410