Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Карта компетенций преподавателя иностранных языков в условиях цифровизации образования

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-5-133-149

Аннотация

За последние двадцать лет было принято большое количество законодательных документов, образовательных стандартов, разработаны эффективные педагогические модели, методы и подходы к обучению иностранным языкам (ИЯ) на различных уровнях образования у нас в стране и за рубежом. В статье проводится анализ этих документов для описания актуальных компетенций преподавателей иностранных языков в рамках высшего образования. Разработанная карта компетенций, которая включает информационно-коммуникационную, профессионально-коммуникативную иноязычную, методико-теоретическую и универсальную группы компетенций, является результатом теоретических обобщений и анализа педагогического опыта дистанционных программ профессиональной переподготовки для преподавателей иностранных языков, разработанных на факультете иностранных языков и регионоведения МГУ им. М.В. Ломоносова. Данная карта может быть использована как инструмент профессионального развития, поскольку она позволит преподавателям ИЯ: рефлексировать и выявлять пробелы в своём профессиональном развитии; ставить кратковременные и долговременные цели; определять оптимальные пути, способствующие их профессиональному росту; создать качественно иную модель профессиональной переподготовки преподавателей, базирующуюся на сочетании фундаментальных профессиональных знаний, практических навыков и умений и предполагающую формирование у работников вуза инновационного мышления.

Об авторе

С. В. Титова
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Россия

Титова Светлана Владимировна – доктор педагогических наук, зам. декана по дополнительному образованию, зав. кафедрой теории преподавания иностранных языков факультета иностранных языков и регионоведения

Researcher ID: P-9653-2015

119991, Москва, Ленинские горы, 1

 



Список литературы

1. Дерябина С.А., Дьякова Т.А. Профессиограмма преподавателя иностранного языка в условиях цифровизации образовательного пространства // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 4. С. 142–149. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-4-142-149

2. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка / Департамент современных языков Директората по образованию, культуре и спорту Совета Европы / Пер. под общ. ред. К.М. Ирисхановой. М. : Изд-во МГЛУ, 2003.

3. Common European Framework of Reference for Languages: Learning, teaching, assessment (CEFR). Companion volume. Council of Europe Publishing, Strasbourg, 2020. URL: www.coe.int/lang-cefr (дата обращения: 22.04.2022).

4. Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО // Институт ЮНЕСКО, 2019. Версия 3.0. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000368076/PDF/368076rus.pdf.multi (дата обращения: 22.04.2022).

5. Cambridge Framework of Life Competencies. Cambridge University Press, UK, 2019. URL: https://www.cambridge.org/elt/blog/wp-content/uploads/2018/04/Life-Competencies-Digital-final.pdf (дата обращения: 22.04.2022).

6. Resources from the Partnership for the 21st Century Skills (P21) // 21st century skills. Learning for life in our times. Tucson, AZ, 2009. URL: http://21stcenturyskillsbook.com/resources/ (дата обращения: 22.04.2022).

7. Нотова С.В., Подосенова И.А. Система ДПО как основа непрерывного профессионального образования // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 8-9. С. 134–143. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-8-9-134-143

8. European e-Competence Framework 3.0. A common European Framework for ICT Professionals in all industry sectors. CWA 16234. 2014, Part 1. URL: https://itprofessionalism.org/about-it-professionalism/competences/thee-competence-framework/ (дата обращения: 22.04.2022).

9. ISTE Standards: Educators // International Society for Technology in Education. 2008. URL: https://www.iste.org/standards/iste-standards-for-teachers (дата обращения: 22.04.2022).

10. Титова С.В., Самойленко О.Ю. Структура информационно-коммуникационной компетенции преподавателя вуза // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2017. № 3 (167). С. 39–48. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29232229 (дата обращения: 22.04.2022).

11. Коренев А.А., Михайлова А.М. Профессионально-коммуникативная компетенция учителя английского языка в классе: описание и развитие // Иностранные языки в школе. 2019. № 3. С. 16–28. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37133792 (дата обращения: 22.04.2022).

12. Оршанская Е.Г. Билингвизм в профессиональной деятельности учителя иностранного языка. Новокузнецк : Флинта : Наука, 2010. 255 с.

13. Черничкина Е.К., Подгорская О.Н., Резник Т.П. Интегративная модель иноязычной коммуникативной компетенции учителя иностранного языка // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. № 6 (139). С. 14–17. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39130560 (дата обращения: 22.04.2022).

14. Research profiles descriptors // European Commission. EURAXESS. Germany. 2016. URL: https://euraxess.ec.europa.eu/europe/career-development/training-researchers/research-profiles-descriptors (дата обращения: 22.04.2022).

15. Towards a European Framework for Research Careers // European Commission. Brussels, 2011, July 21. URL: https://cdn5.euraxess.org/sites/default/files/policy_library/towards_a_european_framework_for_research_careers_final.pdf (дата обращения: 22.04.2022).

16. Common European Framework of Reference for Languages: Learning, Teaching, Assessment – Companion Volume with New Descriptors. Strasbourg: Council of Europe Publishing, 2018. URL: https://rm.coe.int/cefr-companion-volume-with-new-descriptors-2018/1680787989 (дата обращения: 22.04.2022).

17. Сафонова В.В. Переводческая образованность как неотъемлемое качество преподавателя университета ХХI века // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2021. № 2. С. 176–188. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46505016 (дата обращения: 22.04.2022).

18. Сысоев П.В. Подготовка педагогических кадров к реализации предметно-языкового интегрированного обучения в вузе // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 5. С. 21–31. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-521-31

19. Пассов Е.И. Методика как наука будущего: краткая версия новой концепции. Санкт-Петербург : Златоуст, 2019.172 c. ISBN: 978-586547-907-9

20. Гизатуллина А.В., Шатунова О.В. Надпрофессиональные навыки учителей // Мир педагогики и психологии. 2019. № 4 (33). URL: https://scipress.ru/pedagogy/articles/nadprofessionalnye-navyki-uchitelej.html (дата обращения: 22.04.2022).


Рецензия

Просмотров: 1241


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)