Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Формирование академической грамотности у магистрантов в процессе изучения иностранного языка в сфере профессиональной коммуникации

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-5-150-166

Аннотация

Сегодня как никогда актуальной становится модель образования, основанная на знании, в рамках которой на первый план выходит формирование у обучающихся умений критически мыслить, оценивать, анализировать информацию и использовать её в собственных исследованиях. К сожалению, приходится констатировать низкий уровень культуры научной речи у обучающихся вуза, несформированность навыков в области академического письма и, как следствие, недостаточный уровень академической грамотности, которая является ключевой компетенцией для создания нового знания. Анализ исследований показал, что данная проблема вызвана отсутствием у обучающихся мотивации к написанию академических и научных текстов, специальных курсов, направленных на формирование навыков академического письма и умений представлять свои научные достижения аудитории, стратегий формирования академической грамотности в целом, недостаточным количеством современных методик и подходов к обучению академическому письму. В статье представлен анализ феномена «академическая грамотность», его структурных компонентов, на основе которого предложены показатели её сформированности у магистрантов. Поскольку академическая грамотность связана со способностью осуществлять коммуникацию в исследовательском дискурсе, в статье описывается опыт организации обучения магистрантов юриспруденции различным формам профессиональной научной коммуникации в рамках дисциплины «Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации». Последовательное обучение академическому письму на иностранном языке позволяет реализовать требования к академической грамотности, а именно: умение критически мыслить, анализировать, сопоставлять информацию, принимать и уважать чужую точку зрения, создавать новое знание, излагать свои мысли структурированно, аргументированно и доступно в письменной форме, самостоятельно работать, а также оценивать результаты своей работы. В процессе овладения навыками академического письма у обучающихся происходит формирование академической грамотности, открывающей возможности эффективной коммуникации в академическом сообществе, а также успешной интеграции будущих специалистов в научные профессиональные сообщества.

Об авторе

О. М. Шерехова
Петрозаводский государственный университет
Россия

Шерехова Ольга Михайловна – кандидат педагогических наук, доцент, кафедра иностранных языков гуманитарных направлений

185910, Республика Карелия, г. Петрозаводск, проспект Ленина, 33



Список литературы

1. Короткина И.Б. Оценка академического и научного текста в трёх измерениях академической грамотности // Ценности и смыслы. 2017. № 6 (52). С. 109–126. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32336913 (дата обращения: 20.04.2022).

2. Смирнова Н.В. Академическая грамотность и письмо в вузе: от теории к практике // Высшее образование в России. 2015. № 6. С. 58–64. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/220?locale=ru_RU (дата обращения: 20.04.2022).

3. Papashane M., Hlalele D. Academic Literacy: A Critical Cognitive Catalyst Towards the Creation of Sustainable Learning Ecologies in Higher Education // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2014. Vol. 5. No. 10. P. 661–671. DOI: 10.5901/mjss.2014.v5n10p661

4. Hyland K. Academic discourse // Hyland K., Paltridge B. (Eds.). Continuum companion to discourse analysis / London, New York: Continuum International Publishing Group, 2011. Р. 171–184. URL: https://www.academia. edu/40422514/Academic_discourse (дата обращения: 20.04.2022).

5. Зашихина И.М. Академическое письмо: дисциплина или дисциплины? // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 2. C. 134–143. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-2-134-143

6. Стеблецова А.О. Академический дискурс в западных исследованиях на рубеже XX– XXI вв.: эволюция направлений и концепций // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2. Языкознание. 2020. Т. 19. № 5. С. 5–13. https://doi. org/10.15688/jvolsu2.2020.5.1

7. Короткина И.Б. Академическое письмо: необходимость междисциплинарных исследований // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 10. С. 64–74. https://doi. org/10.31992/0869-3617-2018-27-10-64-74

8. Young A. Teaching Writing Across the Curriculum. NJ : Pearson Education, 2006. 82 p. URL: https://wac.colostate.edu/docs/books/young_ teaching/young_teaching.pdf (дата обращения: 20.04.2022).

9. Calvo S., Celini L., Pachon A., Martínez J. M., Núñez-Cacho P. Academic Literacy and Student Diversity: Evaluating a Curriculum-Integrated Inclusive Practice Intervention in the United Kingdom // Sustainability. 2020. Vol. 12. No. 3. Article no. 1155. https://doi.org/10.3390/su12031155

10. Короткина И.Б. Международные исследования новой грамотности и проблемы терминологических несоответствий в отечественной педагогике // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 1. № 3 (50). С. 132–152. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35129245 (дата обращения: 20.04.2022).

11. Guzmán-Simón F., Garcia-Jimenez E. Assessment of Academic Literacy // Revista Electronica de Investigacion y Evaluacion Educativa. 2015. Vol. 21. No. 1. DOI: 10.7203/relieve.21.1.5147

12. Hyland K. Second language writing: The manufacture of a social fact // Journal of Second Language Writing. 2013. Vol. 22. No. 4. P. 426–427. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.jslw.2013.08.001

13. Короткина И.Б. Академическое письмо: процесс, продукт и практика: Учеб. пособие для вузов. М. : Юрайт, 2015. 295 c. ISBN: 978-5-53400415-1 URL: https://urait.ru/bcode/433128 (дата обращения: 20.04.2022).

14. Комкова А.С., Блинова Е.С. Роль обучения академическому письму на иностранном языке в системе магистратура-аспирантура современного вуза // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. Т. 9. № 2. C. 42–44. DOI: 10.24411/2500-1000-201911520

15. Колябина Н.С. Роль академического письма в формировании общепрофессиональных компетенций магистра // Научные ведомости. Серия: Гуманитарные науки. 2016. № 21 (242). С. 180–184. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27250164 (дата обращения: 20.04.2022).

16. Короткина И.Б. Академическая грамотность и система оценки в парадигме образования // Ценности и смыслы. 2017. № 5 (51). С. 20–31. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30543610 (дата обращения: 20.04.2022).

17. Giridharan B. Identifying Gaps in Academic Writing of ESL Students // US-China Education Review. 2011. Vol. 2. Р. 578–587. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED535491.pdf (дата обращения: 20.04.2022).

18. Короткина И.Б. Возможности использования зарубежного опыта развития академических языковых навыков в российском образовании // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. 2009. № 3. C. 81–85. URL: https://vestnik-mgou.ru/Articles/Doc/1167 (дата обращения: 20.04.2022).

19. Шапкина Е.В. Особенности перевода научной статьи: аннотация // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия Лингвистика. 2015. Т. 12. № 2. С. 10–14. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23286954 (дата обращения: 20.04.2022).

20. Боголепова С.В. Обучение академическому письму на английском языке: подходы и продукты // Высшее образование в России. 2016. № 1 (197). С. 87–94. URL: https://vovr.elpub. ru/jour/article/view/360?locale=ru_RU (дата обращения: 20.04.2022).

21. Рекомендации EASE (European Association of Science Editors) для авторов и переводчиков научных статей, которые должны быть опубликованы на английском языке // European Science Editing. 2018. Vol. 44. No. 4. DOI: 10.20316/ESE.2018.44.e1.ru

22. Добрынина О.Л. Академическое письмо для публикационных целей: стилистические погрешности // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 10. С. 38–49. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-10-38-49


Рецензия

Просмотров: 609


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)