Государственная поддержка университетов: региональный охват
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-6-9-26
Аннотация
Целью исследования является оценка степени вовлечения различных российских регионов в реализацию государственных проектов по развитию университетов, что имеет существенное значение для сбалансированного развития российской высшей школы и пространственного развития страны в целом. Задача по эффективному использованию научно-образовательного потенциала университетов в целях развития отдельных территорий в настоящее время решается многими странами, включая Россию, что определяет актуальность данного исследования. Основой для анализа является распределение регионов на квадранты в соответствии с их позициями в Рейтинге Федеральной службы государственной статистики (Росстата) «Место, занимаемое субъектом в Российской Федерации в 2018 г. по валовому региональному продукту на душу населения» и Рейтинге инновационного развития субъектов Российской Федерации по данным 2018–2019 гг. Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Осуществлено соотнесение университетов, расположенных на территории регионов, обладающих сходными характеристиками, и университетов, являвшихся/являющихся участниками государственных проектов по их развитию. Проанализировано 11 подобных государственных проектов, которые были реализованы в последние 15 лет, в том числе реализуются в настоящее время. Выявлена степень охвата российских регионов государственными проектами по развитию университетов с учётом уровня экономического и инновационного развития регионов, сопоставлены объёмы финансовой поддержки, выделенной государством университетам, расположенным в разных субъектах Российской Федерации. Сделан вывод, что в настоящее время в сравнении с предыдущим периодом наблюдается более сбалансированный подход к отбору университетов – участников подобных государственных проектов с точки зрения расположения их в регионах с различными характеристиками. Вместе с тем распределение финансовой поддержки указывает на существующие серьёзные разрывы между университетами-лидерами и другими университетами.
Об авторах
В. Л. ПаркачеваРоссия
Паркачева Валерия Львовна – канд. филол. наук, начальник отдела анализа трансформаций в сфере высшего образования и науки
125315, Москва, Ленинградский просп., 80, корп. Е
И. Б. Тростянская
Россия
Тростянская Ирина Борисовна – канд. полит. наук, начальник департамента анализа тенденций развития сферы высшего образования и науки
125315, Москва, Ленинградский просп., 80, корп. Е
Е. Г. Гришакина
Россия
Гришакина Екатерина Георгиевна – канд. пед. наук, доцент, начальник отдела исследований в сфере развития науки
125315, Москва, Ленинградский просп., 80, корп. Е
Н. А. Полихина
Россия
Полихина Надежда Александровна – проректор по исследовательской деятельности
125315, Москва, Ленинградский просп., 80, корп. Е
Список литературы
1. Вертакова Ю.В., Плотников В.А. Трансформация роли университетов в обеспечении социально-экономического развития // Экономика и управление. 2017. № 6. С. 55–62. URL: https://emjume.elpub.ru/jour/article/view/571 (дата обращения: 14.05.2022).
2. Carnoy M., Prashant L., Dobryakova M., et al. University Expansion in a Changing Global Economy: Triumph of the BRICs? Stanford : Stanford University, 2013. 404 p. ISBN: 9780804786010
3. Godin B., Gingras Y. The place of universities in the system of knowledge production // Research Policy. 2000. Vol. 29. No. 2. P. 273–278. DOI: https://doi.org/10.1016/S0048-7333(99)00065-7
4. Бурдакова Г.И., Бянкин А.С., Вахрушева В.О. Развитие технологического предпринимательства в регионе на основе модели «тройной спирали» // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2017. Т. 10. № 6. С. 172–188. DOI: 10.18721/JE.10616
5. Челнокова О.Ю., Фирсова А.А. Взаимодействие университета, бизнеса и государства как фактор развития региона в национальной инновационной системе // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2014. Т. 14. Вып. 1. Ч. 1. С. 26–31. URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=33987442 (дата обращения: 14.05.2022).
6. Leydesdorff L., Etzkowitz H. Emergence of a Triple Helix of University–Industry–Government Relations // Science and Public Policy. 1996. Vol. 23. No. 5. P. 279–286. DOI: https://doi.org/10.1093/spp/23.5.279
7. Carayannis E., Grigoroudis E. Quadruple Innovation Helix and Smart Specialization: Knowledge Production and National Competitiveness // Форсайт. 2016. T. 10. № 1. С. 31–42. DOI: https://doi.org/10.17323/1995-459x.2016.1.31.42
8. Carayannis E.G., Campbell D.F.J. Triple Helix, Quadruple Helix and Quintuple Helix and How Do Knowledge, Innovation and the Environment Relate to Each Other? A Proposed Framework for a Trans-Disciplinary Analysis of Sustainable Development and Social Ecology // International Journal of Social Ecology and Sustainable Development. 2010. Vol. 1. No. 1. P. 41–69. DOI: 10.4018/jsesd.2010010105
9. Schütz F., Heidingsfelder M.L., Schraudner M. Co-shaping the Future in Quadruple Helix Innovation Systems: Uncovering Public Preferences Toward Participatory Research and Innovation // She Ji: The Journal of Design, Economics, and Innovation. 2019. Vol. 5. No. 2. P. 128–146. DOI: 10.1016/j.sheji.2019.04.002
10. Steenkamp R.J. The quadruple helix model of innovation for Industry 4.0 // Acta Commercii. 2019. Vol. 19. No. 1. P. 1–10. DOI: 10.4102/ac.v19i1.820
11. Кларк Б.Р. Система высшего образования: академическая организация в кросснациональной перспективе / Пер. с англ. под науч. ред. Д.А. Александрова. М. : НИУ ВШЭ, 2011. 41 с. ISBN: 978-5-7598-0833-6
12. Кузьминов Я.И., Семенов Д.С., Фрумин И.Д. Структура вузовской сети: от советского к российскому «мастер-плану» // Вопросы образования. 2013. № 4. С. 8–69. DOI: 10.17323/1814-9545-2013-4-8-69
13. Абанкина И.В., Алескеров Ф.Т., Белоусова В.Ю. и др. Типология и анализ научно-образовательной результативности российских вузов // Форсайт. 2013. Т. 7. № 3. С. 48–63. DOI: 10.17323/1995-459X.2013.3.48.63
14. Князев Е.А., Дрантусова Н.В. Институциональная динамика в российском высшем образовании: механизмы и траектории // Университетское управление: практика и анализ. 2013. № 1 (83). С. 6–17. URL: https://www.umj.ru/jour/article/view/425 (дата обращения: 14.05.2022).
15. Соколов М.М. Миф об университетской стратегии. Экономические ниши и организационные карьеры российских вузов // Вопросы образования. 2017. № 2. С. 36–73. DOI: 10.17323/1814-9545-2017-2-36-73
16. Беляков С.А., Краснова Г.А. Оценка вклада системы образования в социально-экономическое развитие региона: международные тенденции и российский опыт // Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 3. С. 8–15. DOI: 0.15826/umj.2016.103.011
17. Кранзеева Е.А. Новые модели университетов: вклад в региональное развитие // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 5. С. 64–73. DOI: 10.15826/umpa.2017.05.062
18. Лешуков О.В., Лисюткин М.А. Управление региональными системами высшего образования в России: возможные подходы // Университетское управление: практика и анализ. 2015. № 6 (100). С. 29–40. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25908065 (дата обращения: 14.05.2022).
19. Михайлова Е.И., Саввинов В.М. Университет как институт развития региона // Высшее образование в России. 2016. № 10. С. 37–47. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27170215 (дата обращения: 14.05.2022).
20. Benneworth P., Charles D. University spinoff policies and economic development in less successful regions: Learning from two decades of policy practice // European Planning Studies. 2005. Vol. 13. No. 4. P. 537–557. DOI: https://doi.org/10.1080/09654310500107175
21. Huggins R., Johnston A. The Economic and Innovation Contribution of Universities: A Regional Perspective // Environment and Planning C: Government and Policy. 2009. Vol. 27. No. 6. P. 1088–1106. DOI: 10.1068/c08125b
22. Uyarra E. Conceptualizing the Regional Roles of Universities, Implications and Contradictions // European Planning Studies. 2010. Vol. 18. No. 8. P. 1227–1246. DOI: 10.1080/09654311003791275
23. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. Вып. 7 / В.Л. Абашкин, Г.И. Абдрахманова, С.В. Бредихин и др.; под ред. Л.М. Гохберга; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М. : НИУ ВШЭ, 2021. 274 с. ISBN 978-5-7598-2390-2. URL: https://www.hse.ru/mirror/pubs/share/492403134.pdf (дата обращения: 14.05.2022).