Академизм в оценках профессоров классических университетов
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-6-62-76
Аннотация
В статье представлены результаты эмпирического исследования академизма в оценках профессоров российских классических университетов. Всего в онлайн-опросе приняли участие 50 экспертов из различных университетов России. Целью работы является оценка роли академизма в развитии университета, сохранении качества обучения и поддержании авторитета профессоров в вузе. Даётся определение понятия «академизм» через академические свободы и интеллектуальный потенциал личности, раскрывается его структура. К основным результатам исследования можно отнести следующие положения: 1) академизм в оценках профессоров классических университетов является неотъемлемой частью современного университета и влияет на формирование соответствующих ценностей и традиций университетской жизни; 2) академизм оказывает влияние на качество обучения студентов, на сохранение высоких требований в образовательном процессе; 3) академизм обусловливает авторитет профессоров и преподавателей, способствует их активной вовлечённости в социальную и культурную жизнь университета.
Ключевые слова
Об авторе
Е. А. ПоповРоссия
Попов Евгений Александрович – д-р филос. наук, проф.
656049, г. Барнаул, проспект Ленина, 61
Список литературы
1. Collie R.J., Holliman A.J., Martin A.J. Adaptability, engagement, and academic achievement at university // Educational Psychology. 2016. Vol. 37. No. 5. Р. 632–647. DOI: 10.1080/01443410.2016.1231296
2. Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов. М. : ЭКСМО-Пресс, 2000. 1168 с. ISBN: 5-04-002298-0
3. Clark B.R. Creating entrepreneurial universities: Organizational pathways of transformation. Oxford; New York : Published for the IAU Press by Pergamon Press, 1998. 163 р. ISBN: 978-0080433547
4. Пружинин Б.И. Прогностические функции педагогического исследования: философскометодологический анализ // Вопросы философии. 2018. № 6. С. 5–18. DOI: 10.7868/S0042874418060018
5. Кислов А.Г., Шмурыгина О.В. Идея университета: ретроспектива, версии и перспективы // Образование и наука. 2012. № 8 (97). С. 96– 121. DOI: 10.17853/1994-5639-2012-8-96-121
6. Богданова М.В. Этос университета: социологическая операционализация потенциала «неписаных правил» // Социологический журнал. 2017. Т. 23. № 2. С. 153–170. DOI: 10.19181/socjour.2017.23.2.5163
7. Судас Л.Г. Научный этос как фактор выживания отечественной науки // Россия и современный мир. 2002. № 2. С. 99–111. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=1355738 (дата обращения: 16.05.2022).
8. Тульчинский Г.Л. Профессиональная этика, профессиональный этос и Университет // Ведомости прикладной этики. Вып. 46: Университет – центр формирования и воспроизводства этики профессии / Под ред. В.И. Бакштановского, В.В. Новоселова. Тюмень : НИИ ПЭ, 2015. С. 12–23. URL: https://www.tyuiu.ru/wp-content/uploads/2015/07/maket-46-2.pdf (дата обращения: 16.05.2022).
9. Ортега-и-Гассет Х. Миссия университета (фрагменты) // Экономика образования. 2007. № 1. С. 83а–91. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15139604 (дата обращения: 16.05.2022).
10. Волосникова Л.М. Академическая свобода: генезис, юстификация, конституционализация. М. : Юрист, 2006. 287 с. ISBN: 5-94103-213-7
11. Добрынин Н.М., Волосникова Л.М. Академический федерализм и академическая свобода // Право и образование. 2007. № 4. С. 25–37. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12829739 (дата обращения: 16.05.2022).
12. Никольский В.С. «Академическая свобода» как язык самоописания университета // Высшее образование в России. 2013. № 2. С. 73–78. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/3473 (дата обращения: 16.05.2022).
13. Диденко Д.В., Ключарев Г.А. Профессиональное образование в России: пути догоняющей и инновационной модернизации // Вопросы образования. 2013. № 1. С. 183–204. DOI: 10.17323/1814-9545-2013-1-183-204
14. Карпов А.О. Образование в отношении к истине // Вопросы философии. 2019. № 1. С. 57–67. DOI: 10.31857/S004287440002581-4
15. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А., Шуклина Е.А. Существует ли система высшего образования в России? // Социологические исследования. 2017. № 11. С. 76–86. DOI: 10.7868/S0132162517110095
16. Ключарев Г.А. «Разрыв» образования и рынка труда: мнения экспертов // Социологические исследования. 2015. № 11. С. 49–56. URL: http://socis.isras.ru/article.html?id=5829 (дата обращения: 16.05.2022).
17. Трофимова И.Н. Образование в системе ценностных и жизненных приоритетов россиян // Социология образования. 2018. № 4. С. 69–78. URL: https://www.isras.ru/publ.html?id=6472& (дата обращения: 16.05.2022).
18. Напсо М.Д. Образование в обществе потребления // Социология образования. 2018. № 2. С. 94–100. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32721194 (дата обращения: 16.05.2022).
19. Багдасарьян Н.Г. Ценность образования в модернизирующемся обществе // Педагогика. 2008. № 5. С. 3–9. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=11571601 (дата обращения: 16.05.2022).
20. Деррида Ж. Университет глазами его питомцев // Отечественные записки. 2003. № 6 (15). URL: https://magazines.gorky.media/oz/2003/6/universitet-glazami-ego-pitomczev.html (дата обращения 16.05.2022).
21. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества // Вопросы образования. 2008. № 1. С. 65–86. URL: https://vo.hse.ru/2008--1/26548019.html (дата обращения: 16.05.2022).
22. Донских О.А., Логунова Л.Ю. Учитель и ученик: счастье человеческого общения // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 4. С. 60–71. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-4- 60-71
23. Кислов А.Г. Университет эпохи постакадемизма: «закат»? // Образование и наука. 2007. № 2 (44). С. 107–118. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=10427322 (дата обращения: 16.05.2022).