Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Философское образование в координатах науки

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-6-103-113

Аннотация

В статье обосновывается неразрывная связь и креативное взаимодействие философии, науки и образования в ходе их исторического развития. Рассматривается проблема преподавания курса истории и философии науки (ИФН) в плане формирования критического креативного мышления будущего учёного. Описывается практический опыт преподавания автором курса ИФН на физическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова. Обосновывается, что термин «наука» необходимо определять прежде всего как блок естественнонаучных дисциплин. Изложение в лекционном курсе и проработка на семинарах генезиса и развития этих программ формируют у аспирантов понимание единства и преемственности научного знания в истории. Проводится сравнительный анализ положительных и отрицательных оценок учёными взаимосвязи философии и науки. Особое внимание уделяется пониманию аспирантами метода ведения научной дискуссии и понятию «истина». Для этого используются примеры из истории как философии, так и науки. Показано, что сами по себе дискуссии не могут привести к открытию истины, но они необходимы для дальнейшего стимулирования развития науки и теоретического мышления. В дискуссиях на семинарах формируется коммуникативная практика будущих исследователей. Нельзя согласиться с авторами, считающими, что классические лекции становятся в наше время анахронизмом. Утверждается, что классическая лекция – это не только текст и его содержание. Важен прежде всего непосредственный контакт с аудиторией, где большую роль с психологической точки зрения играет так называемый «body language» – язык мимики, жестов, интонаций. Для обсуждения базисных вопросов преподавания курса ИФН предлагается организовывать дискуссии практиков-преподавателей и специалистов на базе постоянного методологического семинара.

Об авторе

В. А. Яковлев
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Россия

Яковлев Владимир Анатольевич – д-р филос. наук, проф.

Researcher ID: 571331

119234, г. Москва, Ломоносовский просп., 27, к. 4 



Список литературы

1. Киреева Н.В., Чудинова Е.В. Развитие критического мышления как способ преодоления формирования упрощённого мышления в эпоху цифровизации образования // Высшее образование сегодня. 2021. № 9-10. С. 29–33. DOI: 10.25586/RNU.HET.21.09-10.P.29

2. Логиновская Ю.В. Разработка критериев творческого сознания: философско-образовательный аспект // Философия образования. 2021. Т. 21. № 3. С. 148–163. DOI: 10.15372/PHE20210310

3. Бедный Б.И., Сапунов М.Б. и др. Новая модель российской аспирантуры: проблемы и перспективы (круглый стол) // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 1. С. 130–146. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-1-130-146

4. Касаткин П.И., Иноземцев М.И. Актуальные вопросы организации образовательной деятельности по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре // Высшее образование в России. 2016. № 4 (200). С. 123–127. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/417 (дата обращения: 24.05.2022).

5. Революция и эволюция: модели развития в науке, культуре, социуме : Труды III Всероссийской научной конференции / Под общ. ред. А.М. Фейгельмана. М. : Русское общество истории и философии науки, 2021. 531 с. URL: http://www.rshps.ru/books/rev-evo-2021.pdf (дата обращения: 24.05.2022).

6. Ивахненко Е.Н. Аспирантский курс «История и философия науки»: Что? Как? Для чего? // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 10. С. 38–52. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-10-38-52

7. Яковлев В.А. Креативы натурфилософских программ античности // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. 2019. № 4. С. 26–40. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39386672 (дата обращения: 24.05.2022).

8. Фейнман Р., Лейтон Р., Сэндс М. Фейнмановские лекции по физике. Т. 1. Современная наука о природе. Законы механики. Пространство. Время. Движение. М. : Мир, 1976.

9. Вартофский М. Эвристическая роль метафизики в науке // Структура и развитие науки (Из Бостонских исследований по философии науки): Сб. переводов / Под ред. Б.Ф. Грязнова, В.Н. Садовского. М. : Прогресс, 1978. С. 43–110.

10. Севальников А.Ю. Время в современной квантовой космологии // Метафизика. 2013. № 5 (7). С. 136–149. URL: http://www.chronos.msu.ru/old/RREPORTS/sevalnikov-vremya_v_kosmologii.pdf (дата обращения: 24.05.2022).

11. Яковлев В.А. Жизнь как метафизическая проблема современной физики // Философия науки. 2012. № 1 (52). С. 81–95. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17854058 (дата обращения: 24.05.2022).

12. Яковлев В.А. Проблема сознания: аналитические и естественнонаучные аспекты // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. 2014. № 6. С. 72–85. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22763172 (дата обращения: 24.05.2022).

13. Ушакова Е.В. О парадоксах однонаправленного, двунаправленного и циклического времени в познании мира // Философия образования. 2021. Т. 21. № 2. С. 83–106. DOI: 10.15372/PHE20210206

14. Антипов Г.А. Нужна ли нашим университетам философия? // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 1. С. 88–100. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-1-88-100

15. Хокинг Ст., Млодинов Л. Высший замысел / Пер. с англ. М.В. Кононова; под ред. Г.А. Бурбы. СПб. : Амфора, 2013. 208 с. ISBN: 978-5-367-02218-6

16. Вайнберг Ст. Мечты об окончательной теории. Физика в поисках самых фундаментальных законов природы: Пер. с англ. М. : Едиториал УРСС, 2004. 256 с. ISBN: 5-354-00526-4

17. Яковлев В.А. Креативы метафизических программ // Метафизика. 2016. No. 2 (20). С. 10–26. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26691489& (дата обращения: 24.05.2022).

18. Поппер К.Р. Объективное знание: эволюционный подход / Пер. с англ. Д.Г. Лахути; отв. ред. В.Н. Садовский. М. : Едиториал УРСС, 2002. 384 с. ISBN: 5-8360-0327-0

19. Шиповалова Л.В. Научная коммуникация и образование будущего учёного. К вопросу о преподавании истории и философии науки в вузе // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 6. С. 115–127. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-6-115-127

20. Муравьёва А.А., Олейникова О.Н. Цифровизация высшего образования: возможные пути развития // Философия образования. 2021. Т. 21. № 4. С. 5–18. DOI: 10.15372/PHE20210401

21. Яковлев В.А. Метафизика бытия информации // Вопросы философии. 2021. № 2. С. 117–125. DOI: 10.21146/0042-8744-2021-2-117-125

22. Марков Б.В. Высшее образование перед вызовами сетевого общества: философские сюжеты // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 2. С. 100–111. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-2-100-111

23. Яковлев В.А. Метафизика креативности // Вопросы философии. 2010. № 6. С. 44–54. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=14873150 (дата обращения: 24.05.2022).

24. Баранец Н.Г. О научном творчестве в курсе «История и философия науки» // Эпистемология и философия науки. 2007. Т. XIII. № 3. С. 70–86. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15568496 (дата обращения: 24.05.2022).

25. Касавин И.Т. Амбивалентность этики науки непреодолима // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 4. С. 36–48. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-4-36-48

26. Визгин В.П. Эпистемологические добродетели и пороки А. Эйнштейна // Эпистемология и философия науки. 2021. Т. 58. № 4. С. 175– 195. DOI: 10.5840/eps202158468

27. Радина Н.К., Балакина Ю.В. Вызовы образованию в условиях пандемии: обзор исследований // Вопросы образования. 2021. № 1. С. 178–194. DOI: 10.17323/1814-9545-2021-1-178-194

28. Старшинова Т.А. Адаптивность и самоорганизация системы подготовки кадров в аспирантуре // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 12. С. 157–166. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-12-157-166

29. Карпов А. Фундаментальные модели образования будущего // Вопросы философии. 2022. Т. № 1. С. 54–64. DOI: 10.21146/0042-8744-2022-1-54-64

30. Каримов А.Р. К знанию через добродетели: об основаниях аретического подхода в эпистемологии // Эпистемология и философия науки. 2021. Т. 58. № 4. С. 6–21. DOI: 10.5840/eps202158455

31. Черняк А.З. Эпистемология добродетелей как противоудачная эпистемология // Эпистемология и философия науки. 2021. Т. 58. № 4. С. 77–94. DOI: 10.5840/eps202158462


Рецензия

Просмотров: 494


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)